заглядеться на звёзды

Вниз по кроличьей норе

msl1Мысль мысли рознь. Есть те, что крутятся, как надоедливая мошкара. И перестали быть мыслями. Они ничего не меняют. С ними ничего не происходит. С ними зависаешь и даже не чувствуешь, что живешь. А они всё роятся, роятся. И мы думаем, что думаем. А на самом деле далеки от этого процесса. Как и далеки от себя самих. «Многие люди полагают, что они думают, в то время как они просто пересматривают свои предрассудки», — сказал один из отцов современной психологии Уильям Джеймс.
msl3Нам ведь так важно всё объяснять! Всюду находить смыслы… Вот и ищешь их порой там, где их нет, цепляешься. «Дело в том, что любые нелепости нашей жизни легко можно обосновать, и чем нелепее нелепости, тех обосновать их легче, — писал Франц Кафка. — Не до конца, разумеется, в том-то и чертовщина, но в достаточной степени, чтобы снять всякие каверзные вопросы».
Это именно чертовщина, вляпаться в рассуждения, похожие на густой кисель Мы даже не замечаем, как невинные белые барашки-облака в голове, превращаются в чертей, которые не дают спать по ночам. «Дьявол играет с нами, когда мы не мыслим точно», — говорил Мераб Мамардашвили.
Вместо того чтобы осознать абсурдность ситуации, в которой мы оказались, мы стараемся ее объяснить. Вместо того чтобы ужаснуться невыносимости своего положения, мы и для него создаем свою теорию. Мозг – это услужливый компьютер, который готов отыскать гипотезы даже там, где они в принципе не водятся. И уповая на ум, мы не замечаем ни своего страха, ни отчаяния.

Поэтому и важно проводить постоянную инвентаризацию собственного стада, быть к каждой овечке внимательной. Это что-то вроде перманентной медитации. Такое занятие может показаться чересчур обременительным. Но, на самом деле, оно облегчает жизнь. Ты не тащишь с собой ворох дум и проблем, а постоянно освобождаешься от ненужного и идешь налегке.
Это как регулярно осуществлять гигиенические процедуры. Только в голове. И тогда оказывается, что вовсе не обязательно всё осмыслять, что переживаешь. Обо всём непременно думать. «Иногда чем больше думаешь, тем больше запутываешься. Потому и не стоит особенно ломать себе голову. Это только все портит и усложняет. Важные решения принимаются мгновенно», — писал Ремарк (Тени в раю). Нам-то кажется, что если подумать, будет понятнее и спокойнее. А порой можно просто дать себе возможность почувствовать. Попереживать. Просто пожить.

msl4Это даже полезная практика – переживать, не осмысливая. (Джеймс Гриндер и Джудит Делозье называли такой опыт предпосылкой личной гениальности. И давали на своих семинарах такое домашнее задание на ночь – иметь переживания без осмысления.) Чувствовать, не думая — как пойти туда не зная куда и принести то не знаю что. Это рисовать, не зная, что выйдет. Это заговорить с незнакомцем. Это дать произойти тому, что собирается произойти. Мы нуждаемся в такой свободе от самих себя. Постоянно спрашивать себя «почему» — значит неэкономно и неэффективно использовать свой мозг. Стадо должно иметь возможность просто пощипать травку, его нельзя всё время доить. «Только когда он больше не знает, что делает, художник может сделать что-то хорошее», — говорил Эдгар Дега. Мы все художники самих себя и своей жизни.
А есть и состояния, где думать так вообще странно. Если мы отправляемся в путешествие в горы, на лодке по реке, покупаться, если идем поболтать с друзьями или просто побродить в тишине – компьютер лучше просто не брать. Он будет лишним.
«Радость – таинство, как вера, ее нельзя осмыслять», — заметил Гилберт Кит Честертон.

mslОчищать пространство от досужих рассуждений важно и для того, чтобы дать место для настоящей Мысли. Той самой, с большой буквы, которая вызывает ощущение полета. И для нее, как и для ракеты, нужен свой собственный космодром, пространство пустоты внутри.
Это удивление, которое способно родиться только в тишине. Как говорил философ Владимир Бибихин, настоящая мысль приходит к нам, когда мы перестаем рассуждать. «Мы решились на нерассуждающий шаг потому, что по-настоящему задумались», — писал он. Нет, мысль не подводит нас медленно и постепенно к решению — она вдруг расступается в поступок «так, как можно провалиться в яму».
Он приводит в пример первого в человеческой истории философа Фалеса, который шел, смотрел на звезды и провалился в яму. В тот момент Фалес думал, а «мысль это такая опасная вещь, что она вдруг расступается». Это сила, которая может вынести нас в поступок на ближайшем же повороте.
Только для этого нужно выполнить два условия.
* Смотреть на звезды – то есть дать возникнуть тишине, вглядеться в космос, вместо того чтобы бесконечно рассуждать.
* Решиться на поступок. Открыться приключению. Дать себе вылететь. В новую реальность. В новую идентичность. В неизвестность. В кроличью нору.

msl2В общем, такие они разные, эти мысли.
Есть те, что созвучны слову «мусолить». Они уже давно потеряли свой вкус.
Есть те, что от слова «мышка». Юркая и ловкая, может и золотое яичко легко разбить, как бы его ни били до этого дед, да баба. И репку неподъемную вытащить, как бы ни тужилась до нее вся семья. И нитку запутавшуюся в клубок собрать. Волшебная помощница.
А некоторые — «моя сила». Они приходят как озарение, как побуждение к действию. Они выталкивают нас в жизнь. И для них-то и нужна тишина и звезды.

Светлана Гамзаева психолог Нижний Новгород #пряностидуши

Комментариев: 2 на “заглядеться на звёзды

  1. «Переживать не осмысливая», ужаснуться не размышляя… А можно ли так? Для того, чтобы ужаснуться мы все-равно осмысливаем и только тогда ужасаемся. Мне это сложно представить, только используя фокусинг , прислушиваясь к чувствам, чувствуя наверное можно не мыслить.Если исходить из когнитивной теории А. Бека, то в голове всегда мысль—чувство—действие. Без мысли не существует переживаний. В тишине обратиться к себе и почувствовать, не анализируя в современном мире сложно, но если тренироваться, то возможно. Отделить переживания от мыслей… Я думаю, что исходя из классификаций типов личностей, то для кого то это будет сделать проще, а для кого то сложнее. Если почитать теорию Paul Ware про личностные адаптации (двери), то там указывается на то, что «дверь» эмоции для некоторых личностей закрытая «дверь», то есть людям трудно или практически невозможно добраться до чувств. Я думаю, то, что Вы описываете в статье является возможным не для всех людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.