моя проблема — мой дар

Жить с симптомом, мешающим жить

Стратегия, как найти свою силу в том, что сильнее тебяam

У вас есть то, что вы не можете контролировать? Может быть, это приступы страха. Или обжорства. Изнуряющие тревоги. Или банальное сидение в интернете, когда вылезаешь из виртуального пространства опустошенным. Или компьютерные игры. Или непрошенные мысли. Или лень. Или это какие-то физиологические реакции. Вроде привычек густо краснеть не к месту, заикаться, задыхаться  и многих других. Или Вы вдруг в ответственные моменты становитесь неловким. Или не можете взять себя в руки, чтобы осуществить что-то важное. Практически у каждого человека есть что-то такое. Его собственный симптом, с которым невозможно справиться.

Фильм «Перед классом» (Front of the Class, 2008, США, режиссер Питер Уэрнер) как раз о том, как управлять тем, что нельзя контролировать. Он снят по реальной истории. Более того, прототип главного героя Брэд Коэн – один из соавторов сценария (вместе с Томасом Рикманом). Этот фильм вдохновляет. Помогает поверить в свою мечту и в себя. И содержит вполне конкретный рецепт.
Брэд рос необычным мальчиком. У него был выраженный тик: он непроизвольно лаял, как собака, и дергал головой. Но взрослые не верили ему. Они думали, что он это делает специально, выражает так свой протест. И стоит ему захотеть, он перестанет. Учителя были уверены, что он специально смешит детей в классе и срывает им урок. Но особенно доставалось ему от отца, которого он очень любил.. «Я делаю это не специально», — говорил он. Ему не верили.
Фильм описывает стратегию, как научиться управлять этим и жить полноценной жизнью. Она содержит пять шагов, пять этапов познания.

1. «Я, правда, не могу это контролировать».

Никто из взрослых не понимал, что происходит с Брэдом. Даже его психиатр-доктор. Недуг, которым он болел с шести лет, был слишком редкой и мало известной болезнью. Но когда, благодаря своей маме, он наконец, узнал свой диагноз – синдром Туррета, он сделал первый шаг к избавлению. Первый шаг – назвать проблему. «У меня проблема Х». И признать, что сейчас ты перед ней бессилен. Именно таков же, кстати, и первый шаг  излечения в программе движения «анонимных алкоголиков».

2. «Я такой же, как все»

«Я много раз ловил этот взгляд, но никогда не позволял ему задеть меня», — говорил Брэд. Наверное, вам тоже знаком этот взгляд со стороны. Когда смотрят с чувством превосходства, со страхом или с болезненной жалостью – давая понять: с вами что-то не так, противопоставляя и унижая. Если дать этому взгляду себя задеть начинаешь ощущать себя не как все, каким-то ущербным, с дефектом.
И что тогда? Тогда, правда, хочется поверить, что ты не как все. Хуже других или лучше – может, не так важно. Важно, что эта мысль приводит к изоляции, позволяет симптому победить тебя, остановиться, перестать надеяться. Но нужно остаться. Не дать себе себя изолировать. Не начать упиваться своей нетаковостью. Быть в мире. Со всеми. И как все.  Потому что кто ж не без греха. И не без дефекта. Главное не замыкаться. Оставться открытым.

3. «Привет, знайте об этом и вы»

Понятно, что у мальчика, который громко лает на уроках, возникают серьезные проблемы на уроках, с учителями. Он переходит из школы в школу, не может нормально учиться. Он ненавидит школу. Но однажды ему везет. Брэд встречает директора, который всё понимает.  В нашей жизни обязательно бывает такой человек (или люди), который способен понять. Если Вы еще такого не встретили, всё впереди. Главное, не замыкаться (см. пункт выше). Директор предлагает мальчику перед всей школой рассказать о своем симптоме. Искренне и честно. О том, как ему сложно с этим, как он не может это контролировать. И как хочет, чтобы с ним обращались, как со всеми. И его выступление перед школой становится историей, которая всё меняет (еще о пользе рассказывания историй).

4. «Я могу быть успешным»

Кажется, что твой дефект обрекает тебя на ограниченное существование. В нашем обществе даже есть такое определение «люди с ограниченными возможностями», эвфемизм, замещающий слово «инвалид». Как будто между этими понятиями существует какая-то особенная разница. Мы все с ограниченными возможностями, если честно. И если у тебя есть проблема, важно не позволять ей себя ограничивать. Поверить, что проблема – не причина отказываться мечтать и действовать. Тут, конечно, нужны и вера, и упорство, и внимание (не дать симптому победить себя – это, прежде всего, быть внимательным к тем моментам, когда тоска, неверие, страх отчаяние начинают тебя одолевать и делать выбор в пользу себя и собственной жизни).

5.  «Моя проблема – это мой дар»

frontklassЭтот пункт стратегии самый простой и самый сложный. Его постигаешь словно случайно. И в то же время его приходится выстрадать. Брэд поставил перед собой цель стать учителем. Это со своим-то лаем и дерганьем! Его собеседования были неудачными, какие взгляды со стороны ему ни пришлось вынести. Он не сдавался, но… В его стратегии не хватало именно этого, пятого, заключительного и обязательного пункта. Не дать проблеме победить себя – не значит бороться с ней до полной потери крови. Это значит увидеть в ней своего союзника. Осознать, что твой симптом – это твой дар (На FANCYPSY.RU я буду уделять это теме довольно много внимания. Об этом, по сути, раздел «НАВСТРЕЧУ НЕПРИЯТНОСТЯМ»). Брэд был хорошим учителем не вопреки, а благодаря симптому. Если бы не его тик, он вряд ли так глубоко чувствовал детей и так легко и точно находил с ними общий язык. Вряд ли он умел так сострадать и уважать. Точно также любая проблема – это дар тоже. Наши болезни, зависимости, неприятности – это союзники, которые помогают нам развиваться и реализоваться. Мечтать и действовать, как бы это ни было сложно.

Светлана Гамзаева, психолог, Нижний Новгород, #пряностидуши

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *