ода гневу

moНе выплескивай – плескайся!

А теперь пройдите маленький тест. В нём всего один вопрос. Что случилось бы, если бы вы дали волю своему гневу? Какой способ для него проявиться предпочли?
Закричать так, что полопаются стекла в квартире? Во всем доме? Во всей округе? Так сжать кулаки, что ногти вопьются в ладони до крови? Стиснуть зубы, что сведет челюсти? Или взять в руки что-нибудь потяжелее и… А может быть, перебить всю посуду, чтоб от души. Схватить своего обидчика за плечи и трясти так, чтобы он взбился в пену, как яичный белок в безе. Отправить кого-нибудь в нокаут мощным ударом всего своего неистовства. Прийти с факелом и устроить хороший пожар, как Василиса Премудрая? Порой кажется, что ни одно средство не будет достаточным, чтобы выразить всю эту силу внутри.
Интересно, какой способ мог бы стать вашим? Что бы помогло получить удовольствие? И каково это вообще – представить свой гнев? Он вызывает неприятие, протест? Или смущение? Или вы способны наслаждаться им – как наслаждались бы сильной грозой? Когда ветер выстилает деревья по горизонту, а землю поднимается в столб, и вот уже глаза застит водяная стена. Шум воды, молния, гром, сердце уходит в пятки. Страшно и хочется смеяться. Стихия.
Такая же стихия живет и в нас самих. От собственного гнева можно получать похожее удовольствие. С ним вообще-то стоит подружиться. И начать его ценить. А вот это-то как раз самое непростое.
Потому что гнев традиционно считается чем-то опасным и непотребным. Нам кажется, что мы должны сдерживать его изо всех печёнок. Редкие родители учат ребенка, как ему обходиться с этим огнем внутри. Большинство мам и пап или пугаются, когда встречаются с ним, или тоже вспыхивают в ответ. Только единицы настолько мудры, что способы принимать гнев у своего малыша и учат, что это ценный ресурс и как с ним бережно обходиться. Потом против гнева ополчаются и остальные – воспитатели, учителя, друзья, любимые, всё общество.
А ведь познакомиться со своим гневом и научиться им управлять – это как обняться с великой силой. Но нет – мы стараемся задавить всё это куда подальше. Порой так настойчиво, что перестаем о нем даже помнить. Как будто его и нет вовсе. Порой так упорно, что оказываемся не в силах двинуться в своей жизни ни на шаг. Выйти из дома, что-то предпринять, что-то поменять. Так мы становимся жертвой собственного гнева. Оказываемся намертво скованы им.
Хотя это наш внутренний стражник, который призван служить нам верой и правдой. Защищать в трудных ситуациях. И мотивировать нас на великие свершения. Он появляется в ответ на первые неприятности и обиды. А потом набирает силу при встречах с различными испытаниями.
Гнев – энергия, способная прорвать затор реки. Реки жизни. Если течение засорилось и встало – тогда и появляется гнев. Он возникает, когда что-то оказывается не проявлено.
Взрыв. Прорыв. Потом болотная тина – горечь, скорбь. А за ней уже чистая вода.
Но нет, мы держим свой гнев в черном теле. Ему некуда приткнуться там у нас, внутри. И он летает как падший черный ангел, действительно, обретая чуть ли не дьявольские черты. Подчиняя нас своей воле. Или устраивая в нашей жизни большие или маленькие погромы. А потом отправляется в темницу на новый срок.
108299 -Относиться к гневу бережно – это значит не выплескивать его направо и налево. Полезным не разбрасываются. Это его принимать. То есть узнавать его проявления в теле, в мыслях – и говорить этому: «Ого, привет!». Удивляться и радоваться: «Вот это да!» Это быть внимательным к своей силе. Давать ей необходимое пространство внутри.
Например, представьте, что у вас есть дикая лошадь. Сильный, страстный, красивый конь, который никогда не знал седока. Привычные способы обходиться с гневом – это или посадить коня в темницу, вздрагивая от его ржания. Или выпустить его на волю, чтобы он бездумно скакал по округе, пугая окружающих. Но ведь можно начать ухаживать за этим конем, знакомиться с ним, чтобы постепенно привыкал к человеческому запаху и прикосновению, и вот уже садиться верхом, удерживаясь на хребте, объезжать, кататься. Радоваться, насколько он дичее и сильнее тебя. Перенимать его страсть. Любой конь, как и гнев, мечтает обрести заботливого хозяина. Хочет быть прирученным.
И это неправда, что гневаться грешно и якобы против Бога. Буддистские монахи, например, мудро замечают, что бороться с гневом – значит создавать гнев гнева, то есть только преумножать эту силу. И тоже советуют его благосклонно принимать. А вот уже цитата из Евангелия, об Иисусе  среди фарисеев (От Марка 3.5): «И воззря на них с гневом». Именно с ним.


Светлана Гамзаева психолог Нижний Новгород #пряностидуши

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.