сказка об обретенном времени

Иллюстрация Дюрера к "Божественной комедии" Данте. Тот самый ад.

Иллюстрация Дюрера к «Божественной комедии» Данте. Тот самый ад.

Дедлайны, которые нас убивают

Есть такой удивительный парадокс нашей психики. Если торопиться, то ничего не успеваешь. И наоборот.
Такая, казалось бы, банальщина, о чем я тут вообще, на что трачу время;) Кто же не знает, что тише едешь – дальше будешь. Вот только все знают и все почему-то продолжают гнаться. В том числе и я.
Так сложно остановиться. Перестать бежать. И сделать это своей постоянной практикой. У Данте в «Божественной комедии» в его «Аде» описаны грешники, которые вынуждены вечно куда-то нестись. В общем, мы бежим и не подозреваем, что тем самым обрекаем себя на ад.
На самом деле, спешка – это разновидность социального насилия. Однажды я наткнулась на эту мысль у Томаса Мёртона. Установка успевать как можно больше – это распространённый способ социального давления, и мы сами не замечаем, как оказываемся его жертвами. (Та цитата меня так впечатлила, что я ее даже выписала, а потом потеряла – опять спешка.)
Это насилие, которого мы даже не замечаем. Нам кажется, что спешка – это один из законов мироздания. Да и разве Бог, создавая мир всего за семь дней, не поспешил? Ну, а мы-то созданы по его образу и подобию, и создаем свои собственные дедлайны. Или дедлайны создают для нас начальники, наши маленькие боги. И нам мнится, что иначе не бывает.
Хотя «кто познал мир», тот никуда не торопится». Что за лентяй сказал эту знаменитую фразу? Гоблин в Шматрице? Кто-то из телепузиков? Или Омар Хайям? Мы не склонны воспринимать эту фразу как подлинную мудрость.
У известного немецкого сказочника ХХ века Михаэля Энде есть сказка «Момо». Это имя девочки, главной героини, у которой времени было, сколько ей было нужно. Она умела просто жить. И самые разные люди, приходили к ней, рассказывали о себе, своих чувствах и проблемах, и уже от этого им становилось хорошо, и они начинали понимать свои смыслы. Но однажды в том городе появились Серые господа. Они ходили во всем сером и отбирали у людей время. Делали это хитрым способом – призывая постоянно это самое время экономить. У них всё было устроено, как банке. Ты отдаешь им время, и они обещают приросты по ставкам. Люди стали больше зарабатывать, хотя чувствовали себя от этого только несчастнее. «Но более всего боялись они тишины. В тишине их охватывал страх, они начинали догадываться, что на самом деле происходит с их жизнью. И они принимались шуметь – только бы не наступила тишина».
Мамардашвили в своих лекциях о Прусте говорил, что момент, когда ты не присутствуешь в нем полностью, всем собой, когда ты не проживаешь его – потерянное время. А миг, когда тебе удалось в нем Быть – время обретенное.
…А вдруг именно для этого существуют, например, пробки? Наш шанс остановиться. Вдруг ощутить себя, свою собственную вечность… Представляете, пробка, вы застряли, но решаете не нервничать, пусть куда-то опаздываете, пусть этот идиот справа пытается влезть перед вами, а дура впереди слишком медленно трогается с места. Вы вдруг останавливаете ход однообразных мыслей под соусом «черт побери» и начинаете чувствовать это Нечто. Себя самого. Свой собственный смысл. Свой центр. Этот момент. Небо вдруг становится словно светлее. А пробка неважной. И расписание на сегодняшний день – каким-то вашим собственным личным капризом. И пусть. Зато сейчас – именно ваше мгновение. И вы выходите их машины под недоуменные взгляды окружающих водителей и пассажиров. Не обращая внимания на все эти гудки. И смотрите куда-нибудь наверх, наверное, на небо. Или на самого себя. На что-то большее, привыкли считать собой. Разводите руки. Ловите на язык снежинки. Пройдет минута, вы сядете в машину и, как Штирлиц в последней серии, поедете по своим делам. Но тот, со снежинками — это Ваш миг, и Вы решили его прожить по-настоящему.
vremjЕсли живешь под установкой «времени нет», то его и не будет. А если вспомнить об изобилии, если примерить на себя непривычное «у меня полно времени», то его, и правда, будет полно.
«Для измерения времени созданы календари и часы, но от них мало толку, потому что каждый знает, что один час может показаться вечностью и вместе с тем промелькнуть как мгновение – смотря по тому, что за этот час пережито», – писал Михаэль Энде.
Иногда, кстати, бывает, что время тянется слишком долго. И это, в свою очередь, происходит, когда мы пытаемся его чересчур торопить. И снова не ценим. Не любим. Не присваиваем себе.
Присваивать себе время? А почему бы и нет? Может быть, время – это и есть я сам? Может быть, мы как раз из него и состоим – из времени ? Как у одного из моих любимых писателей-поэтов: «Время – река, уносящая меня, но я сам река; это тигр, пожирающий меня, но я сам тигр; это огонь, поглощающий меня, но я сам огонь. Мир, к сожалению, реален; я, к сожалению, Борхес».


Светлана Гамзаева психолог Нижний Новгород #пряностидуши

Вернуться на главную

В тему:

* Неповторимый вкус этого момента
* Как остановить мгновение
* Ой, я есть!
* Внимание, жизнь!

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.