Отставить прошлое в покое
Не все душевные раны излечиваются. Не весь травматический опыт возможно пережить полностью, так, чтобы больше не беспокоило, не вздрагивало, не ныло.
Чаще старые раны болят всю жизнь, как у бывалого бойца, реагируя на перемену погоды. Чаще шрамы оставляют неизгладимый след.
А ведь кажется, будто от всего мучительного в прошлом можно избавиться. Отправиться в путешествие на машине времени. Разобраться-разодраться с обидчиками. Обнять своего внутреннего ребенка, нашептать ему что-нибудь ласковое в поддержку. Отплакать, отгоревать. И вот он, долгожданный хэппи-энд. И я там главный герой, теперь полноценно функционирующая личность, без всяких там комплексов и дефицитов.
И так мы попадаем в ловушку. Потому что обиды продолжают ныть, злоба вспыхивать, слезы подкатывать, а внутренний ребенок начинает без меры капризничать, требуя к себе постоянного внимания, мешая жить, принимать решения, сбивая с толку. Доколе?!
Бесконечные флэшбеки если что-то меняют, то дают лишь временное удовлетворение, не более того. И обращение в травмирующий опыт становится сродни мазохистическому удовольствию, чередованию наслаждения и боли, и вот мы уже оказываемся в зависимости от этого процесса, сродни наркотической. И в результате лишь с еще большим постоянством попадаем в истории, которые заставляют всё это (боль-сладость-опустошенность-отчаяние-боль) переживать вновь и вновь.
На самом деле, прошлое нас преследует не для того, чтобы мы извлекли из него уроки. А для того, чтобы мы перестали извлекать из него уроки.
Ведь наша проблема – не прошлое, а невозможность справиться с тем, что происходит сейчас. Пусть рана и старая, пусть из глубокого детства, но болит-то она именно сегодня. И задача не в том, чтобы от этого избавиться. А в том, чтобы научиться с этим справляться. И это можно сделать только в настоящем. Путешествия на машине времени тут особого успеха не принесут.
Так что лучше научиться узнавать предвестники болезненных переживаний и встречать их прямо здесь, отказываясь от привычных флэшбеков. Встречать осознанно и дружелюбно. Как часть личного опыта, как часть себя. Оставаться стоять. Жить с тем, что есть, не пытаясь это исправить. И даже научившись видеть в шрамах, как это предлагает Кларисса Пинкола Эстес, отличия боевых заслуг. Все мы ветераны своей личной войны. И знаем, что такое потери. И у нас есть свои (порой тайные) ордена и медали.
В общем, лучше поступить с призраками своего прошлого, как мистер Хайрам Б. Отис и его семья с Кентрвильским привидением. Не париться, что в вашем замке живет беспокойный дух, а просто принять этот факт как очевидный. Ну, а если призрак не уймется, вступить с ним в конструктивный диалог о сегодняшнем: «Сэр, я вынужден вас просить впредь смазывать ваши цепи, их лязганье мешает нам спать».
Светлана Гамзаева, *ψ психолог Нижний Новгород #пряностидуши