Тайный смысл нелепостей

nelepost2Из урчания в животе рождается любовь

Если с вами случилось что-то непроизвольное,
значит в вашу жизнь стучится маленькое чудо

Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно.
Ни толку, ни проку, не в лад, невпопад совершенно…
Юлий Ким

Иногда вырывается что-то непроизвольное и возникает конфуз. Вдруг принимаешься икать, поминая дядю Федота. Или поскальзываешься на улице, пикируя на глазах у всей улицы. Или краснеешь в неподходящий, казалось бы, момент. А то начинает изнуряюще дёргаться глаз…
Обычно неловко и хочется побыстрее от этого избавиться, как от любой несуразности.
А может быть, это и есть момент мудрости? Проявление чего-то самого ни на есть настоящего в нас — когда мы делаем что-то непроизвольное? А вдруг таким странным образом в нашу жизнь заглядывает волшебство? Та пока потусторонняя часть нас самих, которая способна привнести в нашу жизнь кусочек чуда. Ведь все открытия начинались с каких-то нелепостей. В науке, например: на голову Ньютону свалилось яблоко, и появилась классическая физика. А нелепые мошки в подвалах монаха Менделя положили начало генетике. Раз уж самое умное рождается из глупостей, что уж говорить про нашу собственную жизнь.
Так что в них скрыт тайный смысл, в нелепостях. На самом деле, это бессознательное стучится к нам. Тук-тук. Ик-ик. Пук-тук. Кха-кхе. Когда как. У кого как.
nelepostМилан Кундера писал, что любовь начинается с урчания в животе. В «Невыносимой легкости бытия» Тереза впервые приезжает к Томашу, и у нее урчит в животе
«Она вся была сосредоточена на своей дерзкой поездке, а про еду и не вспомнила. Но кто не думает о своем теле, тот еще скорее становится его жертвой. Она позвонила ему с вокзала, и в ту минуту, когда он открыл ей дверь, у нее страшно заурчало в животе. Стало стыдно. В первое мгновение она подумала, что из-за этих непристойных звуков он ее наверняка выгонит, но он обнял ее. В благодарность ему она смогла забыть о голосах желудка».
Основатель процессуальной психологии Арнольд Минделл называл такие мелочи заигрыванием. Или флиртом. Мы привыкли к вполне определенной картинке – себя, мира, своего тела. И обычно забываем, что это довольно ограниченный фокус зрения, который мы предпочли. И вот назревают изменения. И что-то новое уже готов произойти. А мы, со своими привычками и тягой к безопасности, в этом вечном стремлении сохранить статус кво, гомеостаз, на котором зиждется мир – мы не замечаем этих изменений, может быть, даже боимся и не хотим их. Дождь уже давно кончился, а мы продолжаем гулять под зонтом.
И тогда мир начинает заигрывать с нами. Флиртовать. Подмигивать. Что-то случается – неясное, в виде бликов, в виде икания, урчания, чего-то непроизвольного.
И если быть внимательным к этим несуразностям, они могут распахнуть окна там, где, казалось, были только стены.
Известный новатор в области образования сэр Кен Робинсон в своей книге «Призвание» рассказывает о семилетней девочке Джиллиан. В классе она постоянно вела себя несуразно. Ерзала, шумела. Отвлекала детей и раздражала учителей. Последние платили ей плохими оценками. А потом написали письмо родителям с рекомендациями перевести Джуллиан в коррекционную школу.
Мама решила для начала отвести девочку к психологу. «Джиллиан рассказала мне, что помнит, как ее пригласили в большую комнату, обитую дубовыми панелями, где на полках стояли книги в кожаных переплетах, — пишет Робинсон. — В комнате возле большого письменного стола стоял представительный мужчина в твидовом пиджаке. Он провел Джиллиан в дальний конец комнаты и усадил на огромный кожаный диван. Ноги Джиллиан не доставали до пола, окружающая обстановка настораживала. Она нервничала поurchanie3 поводу того, какое впечатление произведет, поэтому села на руки, чтобы не ерзать».
Психолог поговорил с мамой, понаблюдал за девочкой. А потом предложил маме выйти якобы для приватного разговора и попросил Джиллиан еще немного потерпеть. И уходя, словно ненароком включил радио.
Они вышли в коридор. В стене было окно, через которое можно было незаметно для девочки наблюдать, что происходит в комнате. И они увидели, как Джиллиан вскочила на ноги и начала двигаться по комнате в такт музыке. Они были поражены «ее естественной, почти первобытной грацией».
«Ваша дочь не больна, — сказал тогда психолог. — Она танцовщица».
И мама записала девочку в школу танцев. А потом Джиллиан поступила в Королевскую балетную школу в Лондоне.
Так мир обрел Джиллиан Линн, знаменитого хореографа, создавшую самые знаменитые согдня мюзиклы — «Кошки» («Cats»), «Призрак оперы» («The Рhantom of the Opera»), «Лики любви»(«Aspects of love»), «Кабаре» («Cabaret»), «Жижи» («Gigi»), «Моя прекрасная леди» («My Fair Lady»), «Рев грима, запах толпы» («The Roar of the Greasepaint, the Smell of the Crowd»). Джулианн Линн стала новатором в танце, объединила джаз и классику, ее неповторимый стиль повлиял на всё танцевальное искусство 20 века.
urchanieА ведь могло бы быть так, что ее «несуразности» сочли недоразвитостью или патологией.
Так что за каждой нелепостью прячется танец. Не обязательно танец в буквальном смысле. Но это танец вашей жизни. Может быть, только па, или маленький танцевальный скетч, или что-то совершенно новое.
Какое-то время, конечно, вам еще удастся, как Джулианн, сидеть на собственных руках. Но, согласитесь, в этой позе вряд ли стоит просидеть всю жизнь. И, может быть, стоит дать волю собственным несуразностям. Когда-нибудь. Хоть прямо сейчас.
Ловите заигрывания. Цените их. Коллекционируйте, как артефакты. И помните, что из урчания в животе (как и разных там подергиваний, подпрыгиваний и зеваний) может родиться всё, что угодно. Даже любовь.

На среднем фото – Жульет Бинош в роли Терезы в фильме «Невыносимая легкость бытия»,
на нижних – Джулианн Линн


Светлана Гамзаева психолог Нижний Новгород #пряностидуши

urchanie2Кстати, заигрывания возникают просятся не только изнутри – они часто разговаривают с вами и извне, бликуют где-то там, в окружающем мире. Но об этом – позже.

Вернуться на главную

Как не прозевать чудо в своей жизни

 Уметь видеть необычное

Чувствительные люди меняют мир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *