опять грабли

den_surka 2 февраля – День Сурка, праздник несовершенства

Невозможно узнать о глубине лужи, пока не попадешь в неё

Фильм «День сурка» Гарольда Рэмиса – настоящий шедевр. И не только потому что смешной. А потому что содержит тонкие психологические рекомендации, как измениться самому и прервать нудный цикл повторяющихся событий.
День сурка есть у каждого. И у каждого он свой. (Этот факт несколько разнообразит мир в целом. Но не позволяет выбраться из собственного заколдованного круга.) У каждого есть своя любимая заезженная пластинка. (Как в анекдоте: «Хочешь, дружок, расскажу тебе сказку?») Личные грабли. И собственная лужа, в которой «неожиданно» оказываешься вновь и вновь. Достойный арсенал живого, чувствующего, стремящегося к совершенству человека.
Есть даже такой фольклорный жанр – докучная сказка. Или сказка про белого бычка. Такая занудная, бесконечная тягомотина. Которая ужасно изнуряет и ни к чему, казалось бы, не ведет.
Мой любимый философ Мераб Мамардашвили называл это «дурной повторяемостью явлений» и «вечной беременностью». Ну, а психологи зовут докучные сказки паттернами. Ловушки, в которые мы попадаем вновь и вновь.

Как из них выбраться? Прежде всего, принять, что ты попал в круговерть повторений. Ну, да, бывает. И с кем не бывает, если честно. Если это произошло, значит, у него были свои причины. Повторяющееся истории – как правило, результат непрожитого травматического опыта. Который нуждается в нашем внимании и сострадании. «Травма создает непреодолимое побуждение к повторному переживанию, когда мы не осознаем ее воздействие на нас», — говорит Питер Левин.
Если вы снова оказались в той же луже – это не повод проклинать жизнь или себя самого. Хотя так хочется начать проклинать!
На самом деле, каждый виток — это изменение. Каждый повтор – новый опыт. Часто, когда нам кажется, что мы идем по кругу, мы движемся по спирали. Просто нам сложно посмотреть на свою траекторию со стороны и это заметить. «История не повторяется, а рифмуется», — заметил Марк Твен.

densurkaТолько начав смотреть на эту череду доброжелательным взглядом, можно двинуться дальше. Второй шаг — сменить ракурс. Что такое, по сути, — эти наши одни-и-те-же-истории? Это искажение реальности. Когда мнится, что не ты сам – это мир вокруг тебя начинает повторяться. И как будто нет способа вырваться и начать по-другому. Наш внутренний будильник каждое утро начинается с одной и той же песни, и, кажется, мы тут совершенно бессильны.
«Когда внутренняя ситуация долго не осознаётся, то она проявляется извне как судьба», — говорил Карл Юнг.
Вот и герой Билла Мюррея в фильме «День сурка» думал, что попал в один и тот же день, 2 февраля. Хотя, на самом деле, он попал в одного и того же себя. Он застрял не во времени, не в календаре, а именно в себе. И только когда он начал это понимать, у него появилась возможность вырваться из порочного круга.
Ведь история Фила Коннорса – совсем не сказка, как кажется. Она свидетельствует, что, если постараться, твоё утро – совершенно неожиданно – может оказаться иным, чем обычно. Ясным и непредсказуемым одновременно. И для этого, прежде всего, необходимо взять ответственность за всё, что происходит. В том числе и за свои пластинку, грабли и лужу. Понять, что это я сам создал этот механизм повторений. И в этом есть какой-то важный для меня смысл.

densurkaНу, а третий шаг в этом приключении может показаться неожиданным. Нужно отыскать убитую собаку. Помните, о чем я? У попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил, в землю закопал, надпись написал: «У попа была собака…». И т.д. и т.п. и пр.
В каждой докучной сказке обязательно спрятана убитая собака. В вашей личной, конечно, тоже.
Убитая собака –та часть внутри нас, которую мы систематически убиваем. Нечто, что готово, намерено проявиться, произойти, но мы его игнорируем. Когда-то отвергнутое, отвергаемое до сих пор, оно не оставляет надежды воплотиться и заявляет о себе вновь и вновь. Это наш скрытый жизненный смысл, наше забытое призвание. Наши похороненные чувства. Наше не случившееся. Пока не случившееся. Скорее всего, связанное с отчаянием и болью. (Поэтому-то так сложно продвинуться вперед в своей личной докучной сказке и перестать повторяться!) Несущее в себе жизненную силу и свежесть чувств.
Такая собака была и у героя Билла Мюррея. Ведь почему Фил Коннорс застраял во 2 февраля? Можно предположить, что он был чересчур самодоволен. Однако за его самодовольством пряталось отчаяние.
— Ты никого не любишь, кроме себя, — сказала ему как-то Рита (Энди Макдауэлл).
— Это неправда, я и себя не люблю, — честно признался он.
Кто-то внутри него, маленький, обиженный, отвергнутый нелюбимый, очень хотел появиться на белый свет. Хотел почувствовать себя принятым и нужным. Вот она и случилась, вся эта заваруха с Праздником Погоды.

Для того чтобы прервать свою докучную сказку и дать родиться новому в себе, порой приходится испытать потрясение. Это значит встряхнуться и увидеть всё по-новому. Вот и в фильме — мир казался Филу слишком предсказуемым. На самом-то деле он жил во 2 февраля задолго, до того как приехал в городок Паксатони. И только здесь ему довелось ощутить во всей остроте и абсурд, и отчаяние его собственной жизни.
«Вероятность моего отъезда сегодня 100 процентов» — говорил он. Вот и остался.
«Я уже всё видел и всё знаю. Но я почему-то чего-то еще жду от жизни», — признавался Фил Рите еще в первый день. И это «что-то» оказалось для него ключевым. Судьба – терпеливо и с помощью чуда — дала ему шанс достичь этого «что-то». Сыграла с ним злую шутку, которая на поверку оказывается отнюдь не злой.
Ведь лужи, грабли и прочие повторяющиеся ловушки-ситуации даются нам не как наказание или урок, они даруются как шанс к переменам.

den_surka2Вот и Фил. Поначалу он протестовал и боролся. Пытался изменить что-то вовне, не меняясь сам. Чего ему только не пришлось перепробовать. Получить энное количество пощечин в прямом и переносном смысле, дойти до отчаяния, до более глубокого отчаяния и еще более глубокого отчаяния… «Человеческая жизнь начинается на пределе отчаяния», — говорил Сартр.
И, наконец, Фил смог принять своё 2 февраля, взять за него ответственность и заняться поиском убитой собаки. Для этого он просто начал жить. Делать то, что просит душа.
* Начал что-то совершенно новое для себя. Научился играть на фортепьяно. И открыл в своей душе возможность для перемен.
* Стал делать то, что просто красиво и не имеет прагматичного применения. Занялся творчеством ради творчества. Стал выпиливать ледяные скульптуры. И благодаря этому открыл доступ к забытым глубинам своей души. «Пойте, танцуйте, пишите, рисуйте, играйте на инструменте, и не важно, хорошо у вас это получается или нет — так вы развиваете свою душу», — советовал Курт Воннегут.
* Принялся помогать тем, кому способен помочь. Выбрался из своего мизантропического убежища. Открыл дверку к личному источнику тепла.
* Позволил себе просто любить. Любить Риту, не пытаясь ее завоевать. Перестав контролировать эти отношения. Уже не думая, что будет завтра (вернее, будет ли завтра). А просто наслаждаясь, что она – рядом. И можно больше не притворяться, а быть с ней таким, какой есть.

Увы (или всё-таки к счастью?), мы лишены роскоши попасть в повторяющееся 2 февраля. Наша жизнь не похожа на тренажер, каким она стала для Фила.
И всё-таки фильм оставляет послевкусие любви и ощущение, что не всё суета сует. И после 2 февраля наступит 3-е. И будильник сыграет новую песню. И в каждой докучной сказке прячется счастливый конец. Нужно только совершить, казалось бы, почти невозможное — заглянуть вглубь колодца и увидеть звёздочку на дне.  Нырнуть за ней. Потом выкарабкаться. И тогда уже просто жить.

Светлана Гамзаева психолог Нижний Новгород #пряностидуши

Почитать в тему:

+ Просто начните

+ Жизнь на автопилоте

+ Расстаться с прошлым

++Вернуться на главную

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.