«Вечно возникающее новое “Мы”:
развивающаяся терапевтическая система»,
Линн Престон, Эллен Шумски
Оригинал: : http://dx.doi.org/10.1080/15551024.2016.1141610
Мне захотелось перевести эту статью, потому что история, рассказанная в ней, меня вдохновила. А теория, которая объясняет случившееся, показалась мне внутренне близкой. И я не встречала ничего подобного на русском.
После 16 лет совместной работы, Эллен спросила Гарри, как он думает, чем терапия помогла ему. Он ответил: «Ты не терапевтировала. У нас были отношения. Так что я научился быть в отношениях, и теперь у меня могут быть другие отношения».
Гарри с юности жил с диагнозом маниакально-депрессивного расстройства, постоянно проходил медикаментозное лечение, не раз попадал в психиатрическую больницу, что, в свою очередь, травмировало его. Уличный торговец, он десять лет уже был без работы, когда — в который уже раз — решился записаться к психотерапевту. И выбрал Эллен в списке специалистов.
Никогда прежде Эллен не работала с тем, кто чувствовал бы себя таким ненадежным и неустойчивым. “Тем не менее, в Гарри было что-то серьезное и решительное, что вызвало у меня интерес, — рассказывает она. — Мы решили работать вместе. Так началось наше необычное терапевтическое партнерство».
Это и правда, удивительная психотерапевтическая история. Которая вдохновляет и дает надежду, свидетельствуя, сколь многое в терапии возможно, если в ней удается установить искренние отношения. Эта история и о том, как непросто бывает в таких отношениях проходить сквозь конфликты и хаос неопределенности, но какой мощной трансформирующей силой обладают эти периоды. И еще о том, что даже в ситуации, казалось бы, полной безысходности, у человека остается шанс на исцеление и счастливую полноценную жизнь.
Авторы статьи — Линн Престон, учредитель и директор Проекта экспириентальной психотерапии (ранее Фокусинг-ориентированной терапии) в Нью-Йорке. Эллен Шумски- преподаватель и супервизор в Институте современной психотерапии в Нью-Йорке.
Они анализируют свою историю с точки зрения «Мы»: терапевтической системы, состоящей из двух людей — терапевта и клиента — причем каждый из них встроен в бесконечные, расширяющиеся, сталкивающиеся, взаимодействующие системы — семья, культура, супервизионные и психотерапевтические школы, и так далее. Каждый из этой пары — и психотерапевт, и клиент — привносят в отношения бесконечное множество миров, частью которых являются.
С этой точки зрения цель работы психотерапевта — не развитие клиента, а развитие психотерапевтической системы, то есть развитие “Мы”.
“Когда мы рассматриваем нашу задачу как развитие терапевтической системы, а не пациента, препятствия, с которыми мы сталкиваемся, не связаны с сопротивлением, травмой или дефицитом пациента, а также не рассматриваются как признаки ограничений аналитика. Вместо этого трудности рассматриваются как проблемы системы, и ответственность за них распределяется по всей системе.”