бред и настоящее Я

Обними свою резиновую куклу

бред и настоящее я«Не следует мешать людям сходить с ума», сказал Чехов. Вернее, доктор Андрей Ефимыч из «Палаты номер 6».
Об этом талантливо рассказывает фильм «Ларс и настоящая девушка» (Крэйг Гиллесп, 2017). В нем Райан Гослинг выступает в несвойственном амплуа. Его герой Ларс – простой парень из небольшого городка, который боится жить. Боится выходить из дома, особенно страшится всякого общения, девушек сторонится как огня, не выносит любых прикосновений. Он живет в строго установленных для себя ритуалах, и только это и удерживает его день за днем. Но однажды Ларс заказывает себе в интернете надувную секс-куклу по имени Бьянка. Он усаживает свою Бьянку на инвалидное кресло и начинает вести себя с ней так, будто она вполне себе живая. Говорит сестре, что познакомился с ней по интернету. Мол, она наполовину датчанка, наполовину бразильянка, бывшая миссионерка. Попытки близких сказать, что она ненастоящая, Ларс не слышит. И окружающие смиряются. Они тоже начинают играть в фантазию Ларса, в его галлюцинацию, в его бред. Родные, соседи – все. Без снисхождения, без иронии – серьезно и с уважением — к Ларсу  …ну, и к Бьянке, соответственно тоже. Они просто соглашаются посмотреть на мир глазами Ларса. Давая место и его реальности в общей картинке.
Когда смотришь фильм, поначалу это смущает, шокирует, как же так. Бьянка с Ларсом ходит в церковь и на вечеринки, устраивается на работу, знакомится с людьми. Казалось бы, вот-вот должно наступить разоблачение, воздушные замки строят для того, чтобы они однажды разрушились и погребли вместе с собой надежды. Но происходит чудо. То самое чудо, когда человек вдруг чувствует, что его понимают и принимают. Та химия, которая способна столь многое изменить. И исцелить.
бред и настоящее яЭтот фильм о том, насколько удивительной бывает сила воображения. А еще — и прежде всего! — сила принятия. Счастье – это, и правда, когда тебя понимают, как написал в своем сочинении герой старого советского «Доживем до понедельника».
Каждая галлюцинация нуждается в том, чтобы быть принятой другими. И не только. Все, что мы так тщательно прячем внутри – от других и от себя. Страх, боль, неизбывная тревога, грусть, никчемность, ненависть к себе – что подтачивает человека изнутри, с чем он оказывается так одинок в современном мире, все это достойно того, чтобы быть увиденным и услышанным, понятым и прощеным.
Не всегда вокруг есть люди, кому это можно было бы приоткрыть — то, что пугает и себя самого. Не всегда на это хватает смелости. Не всегда удается подловить удобный момент. Чаще мы остаёмся одиноки со своей болью. Предпочитаем прятать это внутри, не надеясь на взаимность.
Но важно оставлять для себя такую лазейку – поделиться самым больным и страшным. Просто знать для себя: все, даже самое трудное и никчемное в душе заслуживает того, чтобы быть разделенным с другими — без лишнего пафоса и разговоров. Что бы темное ни беспокоило – оно нуждается в том, чтобы его услышали.
Каждый человек заслуживает того, чтобы вытащить свою резиновую куклу на белый свет. И чтобы свет не ужаснулся, не перевернулся. Чтобы камушек твоего сумасшествия просто вписался в общую мозаику абсурда жизни. И ничего ЭТАКОГО не случилось.
Пожалуй, самое ценное в фильме – молчание. Никто не говорит Ларсу, что он его понимает, принимает, что уважает его чувства и все такое. Все просто живут рядом с ним так – понимая, принимая и уважая.
Слова нередко оказываются лишними. Слова чаще не про то.
«Необходимо пережить состояние другого без слов и понятий, как если бы мы молча созерцали, общались невербально, понимали сердцем, телом, душой», — говорит Лайонелл Корбетт в книге «Священный котел. Психотерапия как духовная практика». — Открытое сознание не имеет мнения; оно прислушивается к тишине, а не к мысли».

*ψ     
Светлана Гамзаева, психолог, Нижний Новгород, #пряностидуши

Похожее:

Ловцы духа

Сопричастье и сейчастье

Предатель внутри

Сказка о возвращение души

 

 

Один комментарий на “бред и настоящее Я

Добавить комментарий для Ольга Рянская Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.