Как внутренняя травма превращается в творческую силу
Леонардо да Винчи был незаконнорожденным сыном. То есть появился на свет уже с позорным клеймом, был человеком второго сорта, с первых своих дней.
Но может быть, именно это и помогло раскрыться его гению? Мы привыкли, что детские травмы мешают развитию. И забываем, что часто наши раны и определяют наш дар.
Так вот, будучи бастрадом, Да Винчи не мог получить полноценного образования. Не имел права латинский и греческий, на которых в те времена писались и переписывались ученые книги. И, казалось бы, карьера ученого-изобретателя была для него закрыта.
Но нет. Благодаря этим ограничениям Леонардо научился сомневаться. То есть приобрел главное качество, необходимое ученому. В латинских и греческих книгах могут содержаться ошибки, говорил он. Важно наблюдать самому и делать собственные выводы. Не отягощенный нудной зубрежкой готовых интерпретаций, его ум постоянно рождал новые неожиданные вопросы. И искал ответы на них.
А еще, самоучка, Леонардо начал писать левой рукой. И справа налево – своим знаменитым зеркальным письмом. Которое теперь считается его «фирменным знаком», странной причудой. Представьте, если бы да Винчи штудировал науки по правилам – его учитель с помощью затрещин наверняка на всю жизнь отучил бы его брать перо или уголь в левую руку.
А между тем такой способ писать, как мы теперь знаем, способствовал развитию у него правого полушария, в частности. И творческих способностей в целом. А еще, конечно, умению необычно смотреть на мир «левым» способом, наизнанку, с неожиданной стороны, не как все.
Так вот наши детские травмы, наоборот, могут стать важным ресурсом для полноценной жизни и творчества.
Светлана Гамзаева, психолог, Нижний Новгород, #пряностидуши