игра со злом?

О тайне внутренней тьмы (шут ее знает)

diabolo

фото Elena Spiridonova

У Славы Полунина есть знаменитая лекция “Счастье дурака”, в которой он сформулировал 72 правила счастья. Вы их, может быть, уже слышали. Самые первые: делай только то, что дзинькает внутри, и с теми, кого хотел бы обнять. Есть еще правило “ноги в воду” — время от времени (раз в 5-7-10 лет, кто как, сам Полунин говорит, что он  — в пять)  откладывать все дела и садиться у реки, устраивать себе такую полную, тихую остановку, чтобы понять, куда двигаться дальше. 

Но, возможно, вы уже догадываетесь, что не всё так просто, на самом деле, с этим счастьем. Никто никогда не может всю жизнь прожить только на светлой стороне силы. Есть кое-что еще, что Слава Полунин тоже делает где-то раз в пять лет. У него есть спектакль Diabolo, существующий вот уже четверть века, но который он показывал только в некоторых странах, всего лишь около полутора десятка раз и еще никогда в России. (Зато спектакль теперь выложен в интернете, правда, в плохом качестве). Раз в пять лет он начинает над ним работать, каждый раз с новыми своими друзьями. И подходит к нему с новой стороны. Раз в пять лет он ступает на темную сторону жизни, которая непонятна и опасна. И в которой всегда спрятана тайна. 

В Diabolo Желтый Клоун вдруг встречается в зеркале с собственным демоническим отражением. Современный демон отличается от своих отвратительных средневековых предков. Это вполне себе приличный  с виду демон, такой подтянутый, стройный, уверенный в себе, влекущий, пластичный. Не сразу и поймешь, насколько он опасный. Ну, а Желтый Клоун втягивается с ним в странную, причудливую игру. 

Благодаря этому спектаклю можно почувствовать, как играть со своим темным альтер эго. Тонкими фибрами, на уровне тела, вне логики ощутить, как можно творчески взаимодействовать с собственными теневыми сторонами, чтобы не быть ими захваченными, но и не избегать их бесконечно. Как можно добавить желтого в свое черное и наоборот, чтобы  всё не стало серым, а рождало новые краски. 

Все мы знаем, как она случается — встреча со злом. Кажется, что это что-то вовне мешает нам жить, а оно — внутри. В нашу жизнь вторгается нечто, чего мы не ждали, что портит жизнь и что создает проблемы. Но это и встреча с чем-то пугающим и внутри тоже. Когда странный персонаж по ту стороны зеркала хватает нас за горло и утаскивает за собой. 

Кажется что есть два пути. Первый путь — пытаться остаться на светлой стороне, где все понятно и известно, и не хочется никаких проблем. В том милом мире, который теперь почему-то неласково называют зоной комфорта. Но где и правда, хорошо, и естественно хочется задержаться. 

Или ступить на сторону зла. Быть им охваченным. Обиженным, обозленным, гордым…  Бороться, неистовать. Терпеть, преодолевать. Прельститься…

Слово diabolo ведь буквально и означает — разделение. 

Но вместо или-или можно попробовать и-и. Ступить на границу между светом и тьмой и поискать там баланс. Прикоснуться к своему отражению, оставаясь собой. Удерживая внутри и страх, и любопытство. Потому что мой Дьяболо, моя тень, мое зло — это, с одной стороны, правда, опасно. Но с другой-то — там тоже я. А зеркало — запретная дверь в те внутренние царства, в те территории себя, которые пока не освоены, где прячутся призраки, таящие в себе непознанные пока возможности. 

diabolo

Клоун в спектакле следует за Diabolo. Не забыв при этом свой клоунский колпак. То есть оставаясь неуместным, неловким, смешным, мягким, теплым, сострадательным, незнающим, наивным и открытым новому.  

То, что происходит в спектакле, невозможно объяснить логикой. Но его можно почувствовать, это тайное правило счастья. Как играть с темными силами, но не заигрываться, а открывать новый свет. 

Например, мучает вас какая-то проблема. Неразрешимая и безысходная. А раз неразрешимая и безысходная — значит она касается каких-то глубоких частей вашей души, которые пока находятся на темной стороне силы. И вот вы начинаете игру — перестаете сопротивляться этой проблеме, оставаться с ней в оппозиции, в разделении (есть я, и есть она), больше не стремитесь ее непременно разрешить. А ступаете с ней след в след. Стараетесь ощутить ее энергию. Увидеть ее образ. Почувствовать ее метафору на вкус. Принюхаться к смыслу. Пойти за ту сторону зеркала и двигаться, как она. Станцевать ее. Ну, а если она предложит сразиться — и подраться с ней тоже, почему нет. А если она куда-то крадется, тихо дышать ей в спину. Импровизировать. Поймать, где там есть удовольствие и где интерес. И тогда может наступить момент, когда вы захотите с своим таинственным двойником даже обняться. И почувствуете, что он уже не тот, каким представлялся вначале. Но и вы — уже не вы, не прежний. 

Это перемена, которую не описать словами. Потому что когда словами, в нее трудно поверить, со всем нашим-то сложным опытом и потрепанным словарем. Но ее тоже можно почувствовать. И может быть даже вы сейчас помните ее вкус.

Наверное, каждый в глубине души с ней знаком. Когда почему-то все не так, как всегда — и вот ты играешь с миром, и он играет в ответ. 

И не обязательно, кстати, ждать, пока появится проблема, чтобы встретиться с тенью. Можно просто постоять у зеркала, будучи особенно внимательным к тому, что там. К своим негативным чувствам. К страху, зависти, неприязни… Узнавать тайные знаки Diabolo пока он тихо крадется в зазеркалье, но еще не успел тебя схватить. 

diabolo

И когда случилось это узнавание, эта судорога, эта встреча — тут важно оставаться на границе, быть и там, и там одновременно. Балансировать, не давая Diabolo себя поймать. И не избегая бесконечно с ним встречи.  

Не стоит прыгать в омут с головой, потому что под водой могут оказаться коряги, и можно сломать себе шею. Но и оставаться на берегу —  так и не поплаваешь. И не узнаешь, как это, плыть.  И тогда можно осторожно погрузиться в темную гладь, чувствуя, как замирает душа, как откликается мурашками тело, прислушиваясь к внутренним течениям, реагируя на них, сверяясь с ними…

Современные популяризаторы омутов часто забывают об этом безопасном и счастливом способе плыть. 

Полунин говорит, что старается играть свой спектакль пореже, только тогда, когда его к нему тянет. И замечает, что каждый раз подходит к Diabolo с уважительным поклоном. Никогда не шагает дальше, всегда оставаясь на грани. Стараясь понять, как сосуществуют ужас и смех. 

*ψ

И еще один момент: начиная свой проект в 1997 года Слава Полунин пригласил поставить Diabolo своего любимого режиссера Терри Гиллиама. Тот неожиданно согласился. Каждый новый спектакль они вносили что-то другое. После представления, во время разбора полетов, Гиллиам сетовал на то, что не получилось. А Полунин, наоборот, хотел отмечать, что удалось. Ведь если хотя бы три штуки получилось, уже здорово, считает он. Это то, что можно расширять. “Так мы оба подходили к одному и тому же, — рассказывал Полунин. — Только он через мучения, а я через праздник”. Потом Гиллиам ушел из проекта, сказав, что ему все-таки ближе кино. И воплотил свои идеи на тему Diabolo в “Воображариуме доктора Парнаса”.
А Полунина как-то спросили, чему он научился у Гиллиама, он сказал: “Подхихикивать».
Когда Терри говорит, он всегда подхихикивает.  

Светлана Гамзаева, психолог, Нижний Новгород, #пряностидуши

Похожее:

Как не стать жертвой себя самого 

Как Доктор Парнас обыграл Дьявола 

Станцевать проблему

Быть кем угодно 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.