Самое жгучее чувство
Сейчас модно говорить о прощении. О том, что нужно прощать своих обидчиков. Все принять и всех простить – словно по щелчку пальцев. Потому что обида портит и сокращает жизнь, вызывает неизлечимые заболевания и портит карму.
Если бы все было так просто.
Иногда мы попадаем в истории, о которых потом страшно или стыдно рассказывать. Иногда с нами случаются события, на которые не ответа «почему».
И обиды – далеко не со всеми из них можно распрощаться по-джентльменски. Некоторые западают глубоко. И живут долго. А то и всю жизнь.
Философ Мераб Мамардашвили как-то сказал, что в 20 веке случилось много такого, что нельзя ни понять, ни простить. Действительно, сложно понять и простить страшную войну, лагеря, расстрелы, газовые камеры, доктора Менгеле, Хиросиму. Но точно такой же «20 век» может случиться и в личной истории отдельного человека. Увы.
Впрочем, для этого не обязательно должно произойти что-то совсем уж ужасное – чтобы обида прочно поселилась в душе. Иногда она прокрадывается в душу на цыпочках. Так незаметно, что не успеваешь вовремя осознать, что происходит. А потом бывает уже слишком поздно, чтобы ее вот так вот легко оторвать от себя и выставить за дверь.
Но как бы это ни происходило, если вас гложет обида и не хочет никуда уходить, значит она имеет свои на то основания. Значит произошло то, чего не должно было случиться. То, о чем дети говорят: «Это нечестно». И с трудом сдерживают слезы. А может, даже ревут.
*ψ
И поэтому первое, что тут важно – это просто разрешить себе обидеться.
Если вы не можете простить, значит, вы так и не дали себе возможность обидеться от всей души. Скорее всего, вы притормаживаете обиду внутри. Спрятали в одном из ящичков под замком. Таите ее. И тем самым прикармливаете.
Как говорит психотерапевт Лайонел Корбетт: «Человек может решить простить обидчика, но из-за чувства обиды и гнева у него это просто не получится. Если «жертва» относит себя к христианской традиции – «как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3: 13), то неспособность к прощению может вызвать чувство вины и стыда, которые будут продолжать мучить человека даже после того, как конфликт будет исчерпан. Но христианам говорят: «…если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 15), и это взваливает на плечи верующих огромную эмоциональную ношу. Стремление простить, потому что так написано в писании, приводит к подавлению и отрицанию причиненной боли и собственного гнева.
Работая с угнетенной личностью, психотерапевту приходится действовать на грани фола, продолжает Корбетт; ведь преждевременное, незрелое прощение приведет лишь к искусственному отрицанию горя, чувства ненависти и причиненной боли. Прощение может стать истинным только после проработки всех этих эмоций. Терапевт должен указать пациенту на то, что прощение – это постепенный процесс. Человек может захотеть простить раз и навсегда, но в итоге прощение будет неполным, включающим условие, что оскорблений и обид больше не будет. Если унижение нанесло ущерб уверенности, чувству собственного достоинства личности, то все это нужно сначала восстановить и только потом прощать».
*ψ
Итак, чтобы простить, нужно сначала обидеться по-настоящему. И это бывает непросто – дать обиде место в своей душе. Обида сильно жжет. Потому что в темной глубине ее прячется наше маленькое Я. Кто-то униженный, обманутый, потерпевший несправедливость или насилие.
И по-настоящему обидеться – значит войти в тайную комнату, где прячется наше униженное и оскорбленное Я. И встретиться со всеми болезненными чувствами, которые оно испытывает.
Но это еще и сказать ему «привет», признать его, принять, протянуть руку. И пообещать отныне защищать его впредь.
Обида жжет. Потому что за ней стоит важная потребность. Потребность ощущать собственное достоинство, собственную правоту. Свою ценность.
*ψ
Обида жжет еще и потому, что обычно оставляет человека один на один с его болью. И ему кажется, никто не переживал такого. И вряд ли кто такое поймет.
Но это неправда. Нас много таких, раненых. «В Черных горах, недалеко от хижины дровосека, есть огромная пещера. И в пещере этой лежит книга, жалобная книга, исписанная почти до конца. К ней никто не прикасается, но страница за страницей прибавляется к написанным прежним, прибавляется каждый день. Кто пишет? Мир! Записаны, записаны все преступления преступников, все несчастья страдающих напрасно». Это из сказки «Дракон» Евгения Шварца.
На самом деле, напрасных страданий не бывает. «Слезы – река, которая вас куда-нибудь приведет», — пишет Кларисса Пинкола Эстес. Все мы из клана раненых, — говорит она.
Обида жжет еще и потому, что за ней прячется потребность в чувстве гармонии. Ведь человеку так важно верить, что мир – за тебя, и справедливость – не пустая декларация. И у каждого страдания есть смысл. И все преступления не останутся просто так. Шито-крыто не получится.
*ψ
Так что нередко не прощать – более честно, чем простить. И более милостиво по отношению к себе.
Если обида жива, не стоит хоронить ее заживо. Лучше дать ей время. Сколько нужно.
Может быть, когда-нибудь потом – отпустит.
И найти для нее спокойное, безопасное пространство внутри. Свою тайную комнату. Свою пещеру высоко в горах.
А еще потихоньку начать приглашать туда людей. Тех, кому можно доверять. Тех, кто поймет.
И тогда все пройдет. И прощение может случиться по-детски просто. Как в стихотворении.
Я на всех обижусь. В Африку уеду,
Конь мой деревянный отвезет меня.
Будут апельсины в Африке к обеду,
Я совсем не буду ни о ком скучать.
Конь заржет тихонько. Плакать мы не станем,
Если и взгрустнется нам когда-нибудь.
Радужные бабочки пролетят над нами
И расскажут сказки. Тихие, как сны…
(Автор Витезслав Незвал, перевод Ирины Токмаковой)
Светлана Гамзаева, психолог, Нижний Новгород, #пряностидуши
Похожее:
Работа с внутренним критиком
Если всё не так
Иногда вы становитесь жертвой
Чарли Чаплин маст дай