Невозможный реестр доверия
Насколько вы себе доверяете? Вы уверены, что не предадите себя в сложной ситуации? Не обманете себя? Не сдадите за 30 сребреников?
Такой парадокс: мы часто очень стараемся быть внимательны к тому, чтобы оставаться порядочными к другим. И довольно бесцеремонны с самими собой.
В этом году в Венеции «Золотого льва» на биеннале получил необычный проект. Не столько даже художественный, сколько психологический. Его создательница – американская художница Эдриан Пайпер.
Ее экспозиция имитирует холодный современный офис с тремя стойками, за которыми людям предлагается подписать договоры. Пожизненные контракты с самим собой.
Вот их тексты:
• «Я буду говорить только то, что думаю»;
• «Я буду делать то, что обещаю делать»;
• «Я буду слишком дорого стоить, чтобы меня можно было купить».
Проект называется «Возможный реестр доверия», «The Probable Trust Registry».
Интересно, вы согласились бы заключить какой-нибудь из этих контрактов? Если по-честному? На всю жизнь?
Конечно, довольно опрометчиво ждать от себя такой утонченности – говорить правду и только правду. Перестать быть оппортунистом и выполнять все (!) свои обещания. И рискнуть до такой степени, чтобы поверить, что стоишь дорого. Очень дорого. Назначить себе такую высокую цену, чтобы тебя просто не смогли купить. И ни на минуту не сомневаться в ней, в этой своей новой стоимости, не пытаться оправдываться, не стараться нравиться, не стремится соответствовать чьим-то ожиданиям.
Разве это вообще реально? Никогда не врать и не сомневаться в себе?
Ведь обман – это дар, который был дарован человеку богами. Отдушина и лазейка.
Бог психологии – Гермес – как только родился, как раз начал с воровства и обмана. Сначала украл у брата Аполлона коров. Потом обманул его, надев сандалии задом наперед, тем самым заметая следы.
Правда, в конце концов, Аполлон его всё равно поймал. Потащил на гору, к грозному папе-Зевсу, не сомневаясь, что добьется справедливой расплаты… Но Гермес по дороге взял панцирь черепахи, натянул на него струны и заиграл. Аполлон был так растроган этой музыкой, что сразу остыл и простил Гермеса за всё, и за кражу, и за ложь, и за дерзость.
Так появилась первая лира.
В этой истории Гермес, несмотря на все свои непозволительные проказы – симпатичный герой. Потому что с самого рождения он легко и безоговорочно принял свою теневую натуру. Он, конечно, пытался обкрутить Аполлона вокруг пальца, но ни разу не лукавил с самим собой.
Наверное, поэтому древние греки назначили его богом психологии в том числе. А еще богом торговцев и воров. Такое соседство. Потом и алхимики тоже включили его в свой пантеон. А за ними Юнг.
Ведь если не обманывать себя (прежде всего, себя), то многое становится по-другому.
Я могу сказать совсем не то, что думаю в данный момент. Проблема не в этом, а том, беру ли я ответственность за свою ложь. Буду ли я тешить себя иллюзией, что говорю только правду. Буду ли считать себя исключительно честным человеком и при этом лукавить с самой собой.
Или, как Гермес, решу в данный момент соврать, потому что таков сейчас мой выбор. Ну, например, потому что сейчас такая игра. Черный-белый не берите, да и нет не говорите… Или потому что сейчас так безопаснее. Или не выдерживаю напряжения ситуации.
Точно также я могу не сделать того, что обещала. И тут тоже как минимум два варианта. То есть я могу закрывать на это глаза, не думать об этом, не замечать или искать этому бесконечные оправдания. А могу просто признать. Ну, да. Увы. Случилось. Как бы это ни было порой горько и противно – не справиться. Не сделать.
И, наверное, самое сложное – понять, сколько ты, действительно, стоишь. Мы привыкли постоянно помещать себя на разные строчки бесконечных рейтингов. Сравнивать. Завидовать. Бояться. Но все эти ценники, приклеенные слюной на лоб себе и другим — неправда. Нет такой шкалы, которая могла бы определить стоимость кого бы то ни было. Ни один человек не стоит ничего. И одновременно каждый стоит всё. потому что бесценен. Можно продавать свою работу, свой продукт, свои услуги, своё время. Но в такую сделку никогда не будешь включен ты сам. Твоя личность. Твоё достоинство. Твоя суть. И тебя, действительно, никто не способен купить. Как бы иной раз кому-то не хотелось бы продаться.
Так что это смело и любопытно – подписать договоры с самим собой и на всю жизнь. Но вряд ли их удастся выполнить на все сто. Ведь всегда будет искушение немного слукавить. На что-то закрыть глаза. Что-то просто не увидеть. О чем-то не подумать. Обмануться. Продешевить.
Эти договоры всегда будут становиться ловушкой. Это всегда сделка с дьяволом, а не с богом правды. Инструмент для самообмана. Для самообольщения.
Наверное, благодаря этой тонкой парадоксальности, жюри Венецианской биеннале и оценило работу Эдриан Пайпер столь высоко, присвоив ей главный приз.
Конечно, реалистичнее было бы подписать те же документы немного в другой редакции. Но тогда они бы вряд ли стали высоким художественным проектом. Может быть, только помогли бы кому-то быть более внимательным, заботливым и честным по отношению к самому себе.
• У меня всегда есть выбор, соврать ли мне сейчас.
• Если я нарушаю обещания, значит, я нарушаю их.
• Я ничего не стою. И поэтому меня просто невозможно ни продать, ни купить.
*ψ
Светлана Гамзаева психолог Нижний Новгород #пряностидуши
На главную
в тему:
Прикалывайтесь!
Обыкновенное чудо меня
Каждый человек — не только он сам
Сдерживать обещание это значит ставить реальные требования к себе, не желать сделать невозможное и быть высокоорганизованной и самодисциплинированной личностью. Самодисциплина может разрушаться в какой то период времени, но при желании, эту саморегулирующую функцию можно восстановить. Важно иметь большое желание и начинать делать шаги. Самодисциплина разрушается, когда чувствуется сильная усталость и измотанность. Слишком высокие требования могут сломать самодисциплину. Люди не Боги, они просто животные с высокоорганизованной психикой, а значит нужно начинать верить в себя, что обещание можно выполнить и начинать выполнять каждый день по маленькой горсточке обещаний.
Воруют люди, которым много чего не хватает и они пытаются это восполнить. Перестать воровать это значит смириться с тем, что прошлое невозможно изменить. Сколько бы человек ни воровал, вряд ли украденное сделает его счастливым, кроме тех случаев, которые касаются выживания, но там речь идет не о счастье, а о необходимости, чтобы сохранить жизнь. Воровство это еще и про легкий способ добычи. Иногда украсть проще, чем заработать или что то сделать самостоятельно. Желание иметь превышает возможности и тогда воровство становится привлекательным шансом. Иметь что то это значит получить отличную оценку от окружающих, получение этой оценки заставляет воровать. Животные тоже воруют, только они не понимают этого.
Спасибо Вам за все.
Желаю профессиональных успехов и всего наилучшего!