Почему ад — это другие
Об одном распространенном способе насилия над собой
Есть в наших внутренних монологах одно особенное слово. Это слово “другие”.
Когда вы его мысленно произносите, значит вы, скорее всего, совершаете насилие над собой. Другие вот не боятся, а у меня опять этот страх. Другие выглядят уверенными, а я на кого похож. Другие делают это легко, а мне опять сложно. О, чего они только не делают, эти другие. Другие вовремя беременеют и запросто рожают. Давно повыходили замуж. Купили новые машины. Живут в собственной квартире. У других дети спокойные и способные. Другие говорят легко, непринужденно и внятно объясняют. Другие не ругаются так с друзьями. Другие соображают быстро. Занимаются спортом, не едят всякую дрянь и постоянно самосовершенствуются.
У каждого целый спектр этих представлений — что умеют хорошо делать другие люди.
И как только в голове возникает такое обобщение, поймайте его. Остановитесь. Снимите с себя, как чужое пальто.
Потому что это ловушка. Мы не знаем, что происходит в голове и сердце людей вокруг нас, которые могут выглядеть для нас спокойными и уверенными, а чувствовать совсем другое.
А главное — других людей не существует. Существуют отдельные люди, живые, уязвимые, в чем-то неуверенные, а в чем-то — вполне, и у каждого — своя буря чувств и куча проблем. И своё счастье.
Любое обобщение хромает. А это обобщение — ладно бы оно только хромало, оно еще и больно бьет нас своим костылем по шее. Часто наотмашь.
Жан Поль Сартр однажды сказал, что ад — это другие. Человечество может забыть, о чем писал Сартр, но еще долго будет помнить, что однажды он произнес эту фразу. Он как-то объяснил, что имел в виду. Сартр думал, что ад — это когда ты слишком зависишь от мнения других людей. И погряз в чужих суждениях.
Но я думаю, что все мы зависим от чужого мнения в той или иной мере. Кроме прожженных социопатов. И чужие суждения то и дело прорастают в нас. Одни — как сорняки. Другие — как благородные растения.
Но когда мы чувствуем зависимость от какого-то конкретного мнения вполне определенного человека — это что-то живое, ощутимое. Ее можно потрогать, принять, преодолеть, если нужно. Иногда она даже бывает полезной.
А вот когда в нашей голове появляются “другие люди”, мы создаем ад. Сами себе. Просто так. Потому что привыкли.
Слово “дьявол”, кстати, происходит от diaballō, что значит “разделять”. И антоним у этого слова — “символ”, то есть соединять.
Когда я сравниваю себя с другими, я отделяю себя от мира. Погружаю себя в одиночество демона, не способного принять свое несовершенство. И разделяюсь, расщепляюсь внутри. Сравнить себя с другими — это пообломать себя в прокрустово ложе. Провести операцию по удалению всего лишнего и превращению себя в нечто усредненное.
Совсем по-другому, когда я различаю себя и других. Давая место для всех своих особенностей. И для особенностей отдельных людей вокруг. Для собственной несравненности. И несравнимости другого.
В своих лекциях философ Александр Филоненко рассказывает, что “различать” происходит от слова “лик”. Которое в русском языке раньше означало и “лицо”, и “общину” и “ликование”. Хотя на самом деле, это одно и то же, только с разных сторон. Ведь только по-настоящему встречаясь с другим, видя его лик, узнавая его особенности, различая, я могу почувствовать общность с ним. И так стать частью общности особенных для меня людей, общины ликующих.
А другие — пусть они идут лесом. Потому что их просто не существует.
*ψ
Светлана Гамзаева, психолог, Нижний Новгород, #пряностидуши
Похожее:
Главный секрет долголетия
Как если бы
Дьявол и инсайт
О главной психологической ловушке