Битва не на смерть, а на жизнь
Есть один целительный, вдохновляющий фильм — «Тайна мистера Райза» (режиссер Николас Кендолл). В нем скрыта тайна о том, как излечиться от рака.
Слово «рак», кстати, тут можно понимать буквально, как злокачественную опухоль в организме. А можно и более широко. Ведь «рак» может поселиться и в душе – когда человек хронически несчастен. Когда не оставляет боль, точка, злость. Или «рак» может прописаться в судьбе. И тогда всё наперекосяк, ничего хорошего в жизни вроде бы не получается, как ни старайся. Не ладятся отношения, работа… Почему-то хронически не везет. Иными словами, когда человек оказывается во власти саморазрушительного автономного механизма, и кажется, ничего не может с этим поделать.
«Тайна мистера Райза» – на первый взгляд, детская волшебная сказка. Но только на первый взгляд. На самом-то деле его главный герой 12-летний Оуэн избавляется от неизлечимой болезни без всякого волшебства. Он оказывается спасен, просто потому что делает очень важные в жизни вещи.
*ψ
Итак, Оуэну 12 лет, и он панически боится смерти (да кто ее не боится, на самом деле). А тут еще ему ставят диагноз рака. Случайно он слышит приговор от собственного отца: «конченный». Есть от чего впасть в депрессию или разозлиться на весь мир, перестать вообще что-либо делать и жить. Но вместо отчаяния, упадка или злости мальчик пускается в Приключение.
Ему помогает его загадочный сосед мистер Райз, харизматичный герой Дэвида Боуи. Который вообще-то уже умер. Но после смерти сумел сделать одно важное дело. Спасти маленького мальчика.
Умирая, он оставил Оуэну загадку – старинное кольцо с шифром, который мальчик начинает разгадывать. И дальше всё происходит, как в игре в 12 записок: раскрывая одну головоломку мистера Райза, мальчик выходит на следующую. Для этого ему приходится делать самые невероятные вещи – например, среди ночи раскопать могилу мистера Райза и залезть к нему в гроб, где, как оказывается, тот оставил для мальчика очередное послание. А Оуэн жутко боялся гробов, похорон и прочей смертной атрибутики. Но особенно – гробовщика, разъезжающего по их городу на старинном блестящем катафалке. Еще бы, через пару месяцев ему самому вполне светило оказаться именно в этой черной машине — лежащим в гробу, облаченным в свой новый синий костюм, висящий пока в его шкафу, в целлофане… Однако, в конце концов, Оуэн распугивает призраков в шкафу и надевает этот костюм. Он смело смотрит в лицо гробовщику и понимает, что тот совсем не страшен. Иными словами, Оуэн глядит в глаза собственной смерти. И смерть отступает. Потому что она особенно не любит, когда ей смотрят в глаза. Если в глаза – значит, жертва еще не созрела. Значит, может еще пожить. Значит, придется отложить косу.
*ψ
В конце концов, пройдя все испытания мистера Райза, весь этот страшный и загадочный квест, Оуэн получает настоящий сказочный эликсир бессмертия – пробирку со светящейся жидкостью, которая должна обеспечить ему долгую полноценную жизнь.
На самом деле, он получает веру в собственное исцеление. И эта вера делает с его организмом чудеса. Опухоль регрессирует. Он радуется жизни, как заново рожденный, и его болезнь, на удивление врачей, идёт на поправку.
Оуэн не пьет эликсир жизни. Он его дарит тому, кому это снадобье нужнее. Вливает его в побелевшие уже губы другого человека — умирающего мальчика. Оуэн никогда не хотел с ним дружить. Потому что тот умирал быстрее его.Так «Тайна мистера Райза» раскрывает три главных секрета, как победить зло в себе самом:
шагать навстречу собственному страху,
по-настоящему верить
и научиться быть великодушным – искренне и от души, а не для того чтобы состричь для себя какие-то купоны.
Это, конечно, сложнее, чем даже залезть в могилу, но вполне возможно и не только в сказке.
Светлана Гамзаева, психолог, Нижний Новгород, #пряностидуши