О несчастной судьбе

Самое страшное – это то, что не случается

«Считай, что тебя продуло»

о несчастной судьбеУ Джеймса Джойса в «Дублинцах» есть один страшный рассказ. Он страшен не тем, что нем происходит что-то ужасное. А тем, что в нем как раз не происходит ничего.
Ведь самое жуткое, на самом деле, когда мы застреваем в своем «нет». Отказываемся от своего шанса. Когда этот самый шанс заглядывает к нам с окно, а мы, невидимкой прячемся за портьерой.
Рассказ называется «Эвелин». Это имя девушки, которая терпит издевательства алкоголика-отца. Работает в магазине, где ее постоянно унижают и гоняют. Ее мать умерла. Это была «жизнь, полная незаметных жертв и закончившаяся безумием». Но у нее есть парень, Фрэнк, который в нее влюблен. Он, моряк, построил дом в Аргентине и теперь хочет жениться на ней, уехать. «В новом доме, в далекой незнакомой стране всё пойдет по-другому», — думает она. Вспоминает слова, которые часто повторяла ее мать: «Конец удовольствию – боль! Конец удовольствию – боль!». И понимает, что нужно бежать. «Она хочет жить. Почему она должна быть несчастной? Она имеет право на счастье. Фрэнк обнимет ее, прижмет к груди. Он спасет ее».
А потом короткий эпизод – Эвелин уже на пристани, перед отплытием. «Если она поедет, завтра они с Фрэнком уже будут в открытом море на пути к Буэносу-Айресу. Билеты уже куплены. Разве можно отступать после всего, что он для нее сделал? Отчаяние вызвало у нее приступ тошноты, и она не переставая шевелила губами в молчаливой горячей молитве».
Джойс не передает подробно ни ее внутреннего монолога, ни трудной борьбы с самой собой. То, что ее не пускает жить, не нуждается ни в каких словах. Оно безмолвно, могущественно и незримо. Оно всегда было рядом, и теперь здесь. Оно сильнее ее, и всё.
Фрэнк сжал ее руку, увлекая за собой. А она вцепилась в перила причала. «И в пучину, поглощавшую ее, она бросила вопль отчаяния».
Он стоял на отплывающем корабле, она – на берегу. Он еще пытался звать ее. «Она повернула к нему бледное лицо, безвольно, как беспомощное животное. Ее глаза смотрели на него не любя, не прощаясь, не узнавая»,- завершает рассказ Джойс.

sudba1Есть такая известная техника освобождения от негативных убеждений. Формулируешь засевшие внутри установки, мешающие жить. Осознаешь их нынешнюю бессмысленность. Формируешь позитивно убеждение в пику старому. Понимаешь его полезность. Радуешься. Начинаешь на него опираться. Живешь по-новому.
Если бы всё было так просто. Сначала — найти в своем внутреннем архиве что-то вроде:
«ПРИКАЗ № 5
Запретить смотреть в будущее, варить стекло, пребывать в полном составе, рождаться, попадать под категорию, случайно встречаться, набрасываться на еду, бежать быстрее лани, рассказывать всему свету, отбивать такт ногой, давать сигнал, разгадывать загадки, уходить в отставку, освежаться после работы, брать обратно слова, потягиваться после сна, издавать резкий скрежещущий звук, переезжать с места на место». (В качестве образца запретительного приказа я использовала юмореску Вагрича Бахчаняна, но у вас, это, конечно, всё по-серьезному. Как у меня 🙂 ).
Перечитать приказ №5. Удивиться его абсурдности. Возмутиться. Посмеяться. Подписать указ об отмене этого приказа.
Написать новый.
ПРИКАЗ № ∞.
Разрешить смотреть в будущее, варить стекло… и т.д., и т.п…
Перечитать. Порадоваться. Поклясться. Аккуратно сложить, отправить в задний карман джинсов.

И… стать счастливым.

sudbaНо увы, негативные убеждения настолько сильно вросли в нас, что мы их просто не замечаем. Это даже не аргументы, а состояния, которые охватывают нас, держат в заложниках.
Когда уже вроде бы решишься сделать важный звонок, но так и не достаешь из сумки телефон. Когда просыпаешься утром и понимаешь, что не хочешь вставать и все бодрые планы кажутся каким-то бредом. А ты сам – никому не нужным. Особенно самому себе. Когда пригубливаешь яд, встречая губами привычную горечь, будто это и есть единственное твое лекарство.
«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся…», — это уже Бродский.
Или как в том же рассказе у Джойса. Ты просто вцепляешься с перила, издаешь вопль отчаяния и… всё. Не любя, не прощаясь, не узнавая. Оказываясь во власти силы, которая сильнее слов. Она просто тут, и всё. И тогда не помогают ни мечты, ни молитва, ни любовь. «Комплекс, как правило, полностью или частично бессознателен и потому на него не действуют добрые советы, добрые намерения и духовные учения», — говорит Лайонел Корбетт.
И мы остаёмся жить в своих плохих историях. В своей пучине. В своем отчаянии. Зачем?
«Несмотря на вызываемую ими боль, они дают нам стабильное ощущение собственного «я», — пишет о плохих историях терапевт Джон Уэлвуд. — Это придает им устойчивую силу, неподвластную логике и здравому смыслу.
Со временем мы начинаем верить, что наши истории точно соответствуют реальности. На самом деле они – сновидение, греза, обусловленный шаблон убеждений, продолжающий вновь и вновь воссоздавать ту ситуацию, которая нас травмировала в первый раз».

sudba2А теперь вполне бы кстати оказался завершающий оптимистичный абзац. Оставляющий читателя во вдохновленном состоянии на пороге к свершениям.
Простой (ну, или чуть сложный) рецепт, как выбраться из ловушки. Словно испечь вкусный пирог. Расстаться со своими стереотипами и вернуться в реальность.
Совет, как Эвелин прыгнуть через перила на корабль в объятия Фрэнка.
Но, увы. В таких ситуациях все технологии не работают. Это ситуации, из которых нет выхода. Возможен только квантовый скачок.
Из иллюзии в реальность.
И у каждого он свой. «Исцеление всегда приходит с неожиданной стороны» — говорил Джеймс Хиллман.
Если мы застреваем в плохой истории, в своем несчастье, значит мы оказываемся заколдованы. Своим комплексом. Иллюзией. Бессознательной силой. И единственное, что тут поможет– расколдоваться. Но как это сделать, на самом деле, не знает никто.
Кроме вас. Это знание прячется где-то в глубине души.
Известная последовательница Юнга Мария-Луиза фон Франц изучила огромное количество сказок, чтобы найти общий алгоритм, как лучше поступать герою в трудной истории. И не нашла его. Оказалось, что абсолютной истины, волшебного рецепта не существует. Каждый герой поступает по-своему, в зависимости от ситуации. И даже в похожих ситуациях эти способы разные. У каждого героя – свой.
Может быть, единственное общее правило – постараться помнить, что мое несчастье, моя судьба – это иллюзия. А подлинная реальность – о чем-то другом. За пределами сказки, где и долго, и счастливо, и по усам текло.
Потому что, как говорит Стивен Гиллиген: «Вы здесь – ради великой цели. Вы здесь не для того, чтобы потеряться в болезни. Вы здесь не для того, чтобы попасть в ловушку печали. Вы здесь не для того, чтобы пребывать в горести. Вы здесь, чтобы принести свой дар в этот мир».

Светлана Гамзаева, психолог, Нижний Новгород, #пряностидуши

Похожее:

Не воспринимайте пророчества буквально

Как я мечтала спасти человечество

Умирать полезно

Почему мы выбираем плохие истории

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.