О пользе психологической капитуляции
Но пораженья от победы ты сам не должен отличать…
Борис Пастернак
Сдаться. Есть такое искусство.
Положить короля на доску и остановить часы. Меня на шахматных соревнованиях в детстве всегда восхищали люди, которые это умеют. Я завидовала их смелости и легкости. В этом низвергнутом короле было что-то недостижимое для меня. Я же всегда играла до последнего, надеясь, что противник устанет, ошибется, что я найду какой-то неожиданный ход — что произойдет чудо. Продолжала держаться за соломинку до самого мата.
Сдаваться страшно. Ведь самое страшное – признать, что ты не хозяин положения. Что не можешь повлиять на свою ситуацию сейчас. Что это она делает тебя, а не ты ее. Поэтому и держишься из последних сил, лишь бы не осознать своё бессилие, лишь бы спрятаться от собственного отчаяния.
И в этот момент ты обычно еще и одинок — когда пришла пора капитулировать перед тем, что сильнее тебя. Ведь сдаваться в нашем обществе не принято. Never give up, и всё тут. Нужно быть крутым. И непобедимым. И поэтому держишься. Из последних сил держишься. Скрепя зубы. Скрипя зубами. Скрепя сердце. Скрипя сердцем. «Болезни нашего времени: психоз усилия, мания ошибок и эпидемия улучшения отношений», — заметил Донатос Будрикас. Бороться и искать, найти и не сдаваться.
*ψ
А ведь сдаться – это первый шаг на пути перемен. Это разрешить себе бояться, когда понимаешь, что устал бояться. Позволить себе вспылить, когда всю жизнь сдерживал гнев. Это перестать что-то доказывать, признав, что не прав. Сдаться – это принять всё, как есть. И позволить этому просто быть.
Например, чувства. Многие живут, и всю жизнь борются с ними. Пытаются от них защититься. Потому что, кажется, дай им волю, ты будешь ими навеки поглощен, затоплен, исчезнешь под их напором, погибнешь. Или убьешь того, кто рядом — своим гневом, своей печалью, мало ли чем.
Но чувства невозможно посадить в темницу. Это будет вечная изматывающая борьба. В которой ты постоянно проигрываешь. Пока не признаешь поражение. Потому что чувства – это и есть ты.
«Ты будешь осажден, пока не пожелаешь сдаться и быть самим собой», — говорил Фриц Пёрлз.
*ψ
Историю этой необычной капитуляции рассказал как-то Макс Шупбах.
В ХХ веке жил известный на весь мир индийский гуру Муктананда. И в одной из своих книг он описал, как обрел просветление.
Десять лет Муктананда провел в горах, где непрестанно медитировал. Вот-вот должен был достичь просветления, но наткнулся на одну неразрешимую проблему.
Тогда он пришел к своему учителю, рассказал ему о проблеме и попросил помочь.
— Я тебе помогу, только заплати мне сначала сто рупий, — ответил его учитель.
А у Муктананды вообще денег не было, он же 10 лет в горах просидел.
— Я духовный человек, как ты можешь требовать у меня деньги, — сказал он.
— Я свободный человек и могу делать то, что хочу, — ответил учитель — Не хочешь платить, не надо. Решай свою проблему в другом месте.
Муктананда не сдавался:
— Мне ж придется долго ходить, просить милостыню.
— Я не спешу.
— Ты хочешь сказать, мое просветление зависит от того, смогу ли я заплатить тебе 100 рупей?
— Так и есть.
Полгода он собирал эти деньги, принес учителю. И тот ему кое-что сказал.
Муктананда вернулся на гору, обрел просветление и стал известным на весь мир гуру.
*ψ
Что же это была за проблема?
Когда он медитировал много лет, по многу-многу часов, перед его глазами стала возникать голая женщина. Его это отвлекало. Он не мог больше фокусироваться. Глупая плотская фантазия, которая выбивала его из колеи.
Он годы работал. Пытался стать духовным человеком, отказавшись от всего земного.
Но только он приближался к истине, как появлялась эта голая женщина, и всё насмарку.
И учитель за 100 рупей дал ему совет: «Вернись, медитируй, а когда в следующий раз появится голая женщина, обними ее и поцелуй. Не сражайся с ней».
Мутаканда так и поступил. Когда в самый ответственный момент к нему опять явилась голая женщина, он протянулся к ней и поцеловал ее. И она превратилась в голубое сияние. Так он понял: «Чтобы быть свободным, ты не можешь говорить чему-то «нет».
*ψ
Мы живем и многое не хотим видеть вокруг. Тот мир, который не вписывается в привычные о себе представления. Мы не хотим чего-то знать и в себе. Юнг называл это Тенью. Роджерс – Не-Я. То, что мы не хотим в себе принять.
Для кого-то это трусость. А для кого-то, наоборот, смелость (как для Льва в «Изумрудном городе). Для кого-то – вожделение. А для другого – воздержание.
Это мир за семью замками. Страшная комната в доме Синего Бороды. Подземелье дракона. Омут. Но именно там, в темноте, прячутся наши ресурсы. Наши драконы. Целый арсенал, где пребывает наше творчество и наша сила.
Там зреет то, что хочет проявиться. Что просто обязано осуществиться в нашей жизни, в нашем теле, в нашем сознании, в наших поступках.
Оно заявляет о себе всё сильнее и неотступнее. А мы не хотим этого видеть, противимся, боремся, боремся, боремся…
А может, просто пришла пора идти сдаваться. Руки вверх — и выйти из укрытия.
*ψ
У каждого это что-то своё. Для одного — поцеловать голую женщину. Для другого – перестать ее целовать, чтобы открыться чему-то новому в себе. У одного – дать волю гневу, который так долго и упорно сдерживал в душе. У другого – оставить свой привычный гнев и вступить в иное переживание, которое скрыто за его пределом.
Порой сдаться – это действовать. Пророй, наоборот, остановиться. Или уйти на дно.
И мы не должны уговаривать себя сдаться. Мол, уступи, терпи, не парься. Заставлять себя – значит подавлять себя. Это снова бороться.
По-настоящему сдаться – это, наоборот, отпустить. Открыться.
И, может быть, если чуть повезет, новая реальность откроется нам в ответ.
Светлана Гамзаева, психолог, Нижний Новгород, #пряностидуши