сила воображения — 3

Действенное воображение vs пустые фантазии

Сможет ли доктор Парнас обыграть Дьявола

Jordan Matte
Как вымысел становится исцеляющим? На эту тему есть фильм у известного сказочника кино Терри Гиллиама – «Воображариум доктора Парнаса». Там бродячий балаган доктора Парнаса разъезжает по городам и показывает представления. Зритель проникает через волшебное зеркало за кулисы спектакля и попадает в мир своего собственного воображения. У каждого это совершенно разный и по-своему удивительный мир. Вот только кто-то возвращается преображенным, а кто-то исчезает навсегда — будучи захваченным Дьяволом.
Да, грезы могут затянуть, как болото. В фантазиях можно потерять себя и утратить реальность, бесконечно услаждая себя выдуманными картинками. Такие иллюзии могут казаться спасительным убежищем. А становятся ловушкой. И пленник, застрявший в своих собственных грезах, не замечает, что оказывается всё дальше от реальности. Утрачивает связи с самим собой, со своей сущностью, с подлинной мечтой, с призванием.
Пустые фантазии не воплощены, оторваны тела, не оставляют ощущений, следов, ничего не меняют, а только становятся сладким убежищем, как наркотик. Это самообман. Они накрывают как бессознательный туман, как транс. Бесплотные мечтания, когда внутри мечтателя ничего не происходит. Которые никуда-никуда не ведут.
Психотерапевт Дональд Винникотт писал, что такое фантазирование не имеет ничего общего ни с воображением, ни с реальной жизнью, а представляет собой «меланхолическое самоублажение, некий компромисс, длящийся вечно». Они не соотнесены ни с прошлым, ни с настоящим, ни с будущим, ни с внутренней, ни с внешней реальностью. Они плоские, одномерные. Не содержат в себе ничего поэтического. В них не живет метафора. Они не имеют смысла.
Когда-то они появились как защита. В ответ на сильную боль, на угрозу саморазрушения. Волшебный елей. Но сами стали разрушающими. Ведь это иллюзии, которые защищают человека от самого себя, от жизни и от настоящих мечтаний. Они равносильны гипнотическому сну, соскальзыванию в никуда. Во власть Дьявола, как в фильме про доктора Парнаса.
Кстати, само слово «дьявол» – diabolos, от греческих dia (раздельно, через, врозь, между) и ballon (бросать). Так что попасть во власть Дьявола – оказаться разделенным, расщепленным, диссоциированным. Утратить связь с самим собой, со своими переживаниями.
Антоним же этого слова – «символ», от греческого sym-ballon, «сводить вместе». Принятие, обретение себя, интеграция – это именно символизация. Пережить, назвать, нарисовать, станцевать — и познать самого себя. Символизировать то, что раньше было вытеснено, не осознанно, изгнано. Это и есть спасти свою душу от дьявольских пут.
Вот и подлинное, действенное, меняющее воображение, настоящие мечты всегда символичны, метафоричны. Это и телесные ощущения – такие мечты всегда воплощены внутри, имеют свой, вполне реальный телесный отклик. Они соотнесены во времени, связаны с прошлым, имеют опору в настоящем, нацелены на будущее.. Они сопряжены с глубинной верой в их реальность и в самого себя. С верой в вашу совместную с ними осуществимость. А еще они поэтичны.
В ответ на подлинные мечты возникает желание действовать, пусть пока неясное, неопределенное, укрепляется вера, что-то значимое меняется внутри. И это инструмент, с помощью которого каждый сам творит свой собственный мир. И который сам по себе обладает исцеляющей силой.
И может быть, он и сейчас идет, этот поединок в вашей жизни – между смертью и жизнью, между активным живым воображением и самоуслаждающим ничто, между действенной мечтой и бесплотной и мертвой иллюзией.
Вот и в фильме между Дьяволом и доктором Парнасом было заключено пари. Между ним шло соревнование и велся постоянный счет. Бесплотные иллюзии зачислял в свои победы Дьявол, а активные мечты – доктор Парнас. Те, кто пропадал за кулисами театра, кто терял свои души в пустом самоублажении, становились добычей первого. А те, кто возвращался, переживали меняющий опыт воображения. И добавляли очки доктору Парнасу. В этом и состоял их поединок.
Кстати, в России прокатчики фильма отказались от первоначального варианта перевода его названия – «иллюзориум» и предпочли «воображариум». Доктор Парнас тут победил.
Ну, а мы – имея, как правило, и дьявольский, и символический опыт, мы часто боимся мечтать. Бывает страшно утонуть в своих грезах, потерять там душу. Кажется, фантазировать бессмысленно.
Но у нас всегда есть шанс сделать выбор от внутренней разделенности в сторону символического, в пользу осознанности, воплощенности — цельности. И открыться своему подлинному, разноцветному, поэтическому и действенному воображению.


Светлана Гамзаева психолог Нижний Новгород #пряностидуши

Верхняя фотография — Джордана Матте (Jordan Matte), часть его удивительного танцевального проекта,
нижняя — кадр из фильма «Воображариум доктора Парнаса», Дьявола, кстати, исполняет Том Уэйтс (Tom Waits).screenshot-med-32

Похожее:

Как перестать себя обманывать

Что общего между грибами и шансами

Как выйти из Дня Сурка

Ошибки — это молитва

Один комментарий на “сила воображения — 3

  1. Это раздвоение личности, когда с одной стороны есть четкое понимание реальности, а с другой стремление к фантазиям? Навязчивые фантазии, когда четко осознаешь реальность это внутриличностный конфликт получается или это в течении суток происходит борьба или появление Дьявола и доктора Парнаса?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *