«Рот полон тайнами
молчаливого мира»
Есть такое лекарство для души – молчание.
При правильном употреблении обволакивает, завораживает, помогает обратиться внутрь, в глубину, туда, где дремлет наша древняя сила. Это как зайти в чащу леса, где даже птицы стараются не шуметь и почувствовать эту тайну – внутри, вовне. То, что не объяснишь тут, в двух словах, да и начнешь объяснять – потеряешь. Так что лучше не стоит. Но то, что есть всегда. Достаточно вспомнить туда тропинку, и… Это то, что мирно дышит внутри. И то, что всегда готово помочь — состояние внутренней (и внешней) тишины.
Жалко, современные доктора не пишут такие рецепты. Re.: (то есть Recipe, возьми) три минуты тишины. Ну, да, хотя бы три. Добавь пару капель надежды. Чего-то еще, по усмотрению. Свою усталость. Свои вопросы, не нашедшие ответа. Отчаяние. Тревогу. Quantum satis, то есть сколько нужно. Не взбалтывай, дай отстояться. Употребляй один раз в день. Например, перед сном. Хотя бы один раз в день.
Сергей Дягилев мечтал поставить балет «Литургия», где бы вместо музыки царила бы тишина. Мечта так и осталась неосуществленной. Остались лишь облики этой несостоявшейся тишины. Пара воспоминаний дягилевских современников. Эскизы костюмов к постановке, нарисованные Натальей Гончаровой.
А спустя почти полвека (очень шумных полвека), в 1952 году Джон Кейдж написал свою музыкальную пьесу 4’33″. Впервые ее исполнил известный пианист Дэвид Тьюдор во время своего концерта. Он привычно поставил ноты на пюпитр, сел за рояль, вглядываясь в клавиши, но так и не прикоснулся к ним. Публика кашляла, скрипела стульями, шепталась, ворчала, недоумевала… Спустя 4 минуты и 33 секунды Тьюдлор взял партитуру, закрыл крышку рояля и молча ушел за кулисы. Зал взорвался. Что это, шутка? Издевательство? Что?
Молчание – навык сегодня неосвоенный. До сих пор 4’33″ – одно из самых непонятных музыкальных произведений (композиция стандартной трехчастной структуры, где для произвольного количества музыкантов прописано только одно действие – tacet – сохранять тишину). Как и «Черный квадрат» Малевича, кстати. Ведь «Черный квадрат» — тоже о тишине. Разве нет? Визуальное изображение маслом на холсте нескольких минут безмолвия.
Уметь молчать, оставаться в контакте с тишиной – это работа души.
Хороший тест для пары, подходите ли вы друг другу – это каково вам друг с другом молчать. «Если между нами нет глубины молчания, слова почти ничего не передают», — говорил Антоний Сурожский.
Как в стихотворении Андрея Дементьева:
«Давай помолчим.
Мы так долго не виделись.
Какие прекрасные сумерки выдались!
И все позабылось,
Что помнить не хочется:
Обиды твои.
И мое одиночество».
«Молчание даёт нам возможность увидеть всё в новом свете», — говорила мать Тереза.
Разве не это искусство подлинного искреннего общения преподают нам два удивительных друга, Ёжик и Медвежонок (в сказках Сергея Козлова):
— Ты когда-нибудь слушал тишину, Ежик?
— Слушал.
— И что?
— А ничего. Тихо.
— А я люблю, когда в тишине что-нибудь шевелится.
— Приведи пример, — попросил Ежик.
— Ну, например, гром, — сказал Медвежонок.
Гром тут не просто так. Гром ведь — с неба. Это божественный рык. Его многозначительное «Хм». Чтобы услышать гром, и нужно помолчать. По-настоящему, осознанно, сосредоточенно, вслушиваясь, как Ёжик с Медвежонком.
Психотерапевт Джеймс Хиллман говорит, что в древности «молитву описывали как активное молчание, во время которой человек прислушивается к слабому тихому голосу. Считали, что молитва не является обращением, своеобразным путем к Богу, а создает такой покой, что Он может Сам прийти к молящемуся».
Об этом писал и священник Георгий Чистяков: «Молчание — этот «язык, который предлагает человеку Бог, чтобы рассказать о том, что в словах выразить невозможно». И еще, он же: «Именно безмолвная молитва – это тот момент связи с Богом, в котором нам удается иногда преодолеть собственный эгоизм и, увидев себя в подлинном свете, научиться не лгать и быть самим собой, а не играть роль самого себя».
…А еще мне нравится, как об этом у Руми:
«Рот полон тайнами молчаливого мира.
Сладкогубые реальности покрыли наши слова поцелуями».
В качестве иллюстраций использваны эскизы костюмов Натальи Гончаровой к постановке «Литургия»
*ψ
Светлана Гамзаева психолог Нижний Новгород #пряностидуши