Стратагема Бродского

Если вы попали в чертоги к Бабе Яге

два поприщаИногда вы становитесь жертвой. Оказываетесь в ситуации насилия, из которой не видите выхода. Наверное, это одна из самых сложных ситуаций в жизни.
В роли насильника может выступать не обязательно пьяница-муж или родитель-психопат. Это может быть, например, тяжелая неизлечимая болезнь, о которой вы недавно узнали. Или работа, которая вам не нравится, но – ничего не поделаешь, кризис. Да и сам кризис тоже. И, конечно, война. Пусть только ваша личная. Например, вы подвергаетесь преследованиям и травле. Или вас одолевают панические атаки. Вы оказываетесь одержимы зависимостью. Или парализованы страхом. В общем, вы влипли в ситуацию, где вы сильно и безысходно страдаете, которую не в силах изменить.
Но даже когда особенно невмоготу, и не видно никакого выхода, есть хотя бы один. И он звучит в Нагорной проповеди, в Евангелии от Матфея: «И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».

два поприщаЭту заповедь особенно выделял Иосиф Бродский. На него и сошлюсь.
Однажды, полвека назад, он ощутил ее особую силу. Бродскому тогда было 24 года, и он значился простым советским заключенным, мотавшим срок за иждивенчество. Самый справедливый в мире советский суд посчитал, что поэт – это не профессия, так что будущий нобелевский лауреат оказался в колонии.
В тот день ему и другим заключенным велели рубить дрова. Дров было немерено, не перерубишь. И вохровцы заявили с утра пораньше, что вызывают зэков на социалистическое соревнование.
— А если я не буду соревноваться? — спросил поэт.
— Останешься без пайка, — ответили ему.
До полудня все довольно активно вкалывали, потом выдохлись, объявили перерыв, но Бродский продолжал рубить. Поначалу над ним смеялись, вот, мол, хитрый еврей, но он всё рубли и рубил. После перерыва все включились уже без особого пыла, потом у охраны кончилась смена, потом остановились заключенные. Но Бродский продолжал рубить изо всех сил. «Один топор по-прежнему мелькал в воздухе. Несколько раз ему говорили «хватит» и заключенные, и охрана, но он не обращал внимания. Он словно
втянулся и не хотел сбивать ритм или уже не мог. Со стороны он выглядел
роботом. Прошел час, два часа, он все рубил. Охрана и заключенные смотрели
на него пристально, и глумливое выражение на лицах сменилось изумлением,
затем страхом».
Больше в этой зоне социалистического соревнования никогда не устраивали. Так Бродский победил вохровцев и вертухаев.
Эту историю, уже будучи великим поэтом, он однажды рассказал в качестве напутствия школьным выпускникам. Он предложил им прием сопротивления, который поможет «уйти со свидания со Злом, меньше запачкавшись».

два поприща

Андрей Павлов

Все мы знаем эту фразу: «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую». Но Бродский сделал акцент, что этим евангельское трёхстишие только начинается, и важно не обрывать его, а дочитать до конца: «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; И кто принудил тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».
«В таком виде строчки Евангелия мало имеют отношения к непротивлению злу насилием, отказу от мести и воздаянию добром за зло, — говорил Бродский. — Смысл этих строк никак не в призыве к пассивности, а в доведении зла до абсурда. Они говорят, что зло можно унизить путем сведения на нет его притязаний вашей уступчивостью, которая обесценивает причиняемый ущерб». И такая уступчивость – это не поражение, не капитуляция. А «позиция духовного наступления».
«Напоминаю вам, что речь не идет о честной схватке, — делает акцент Бродский. — Мы обсуждаем ситуацию, когда изначально силы противников не равны, когда нет возможности ответить ударом на удар и обстоятельства все против тебя. Другими словами, мы говорим о черной минуте жизни…»
Так что, поворачиваясь щекой к врагу, вы «должны собраться с духом для прохождения всего пути — всех трех стихов из Нагорной проповеди. В противном случае вырванная из контекста строка приведет вас лишь к увечью).
Это ставит жертву в весьма активную позицию, в положение духовного агрессора. Возможная здесь победа – не моральная, а экзистенциальная».

два поприща3В психологии этот способ выхода из безвыходного тоже хорошо известен. Виктор Франкл называл его парадоксальной интенцией. Например, вы потеете во время публичного выступления и очень переживаете, что испарина на лбу и темнеющие подмышки выдают всему миру ваше волнение. Сейчас это ваше зло, и перед ним вы бессильны. Чем больше вы стараетесь не потеть, тем этот проклятый пот сильнее. Но что если перестать бороться с тем, что вас принуждает? А подставить ему щеку, отдать одежду, идти два поприща — разрешить себе потеть и уж тогда стараться  потеть напропалую. Пусть все видят, как вы это умеете. А, вы еще и краснеете? Супер!
То, что боишься, и стоит делать прежде всего. С двойным усердием.

два поприща

Anna Silivonchik

Этот же способ победить непобедимое часто встречается в русских сказках. Например, в «Морозко», где злодей Мороз устраивает героине испытание жутким холодом. Да еще и спрашивает: «Тепло ли те, девица? Тепло ли те, красная? Тепло ли те, лапушка?» А ту и озноб одолевает, зуб на зуб не попадает, и дух она еле переводит, и уж совсем окостеневает, но чуть слышно повторяет: «Ой, тепло, голубчик Морозушко!» И благодаря своей парадоксальной уступчивости, благодаря духовной своей агрессии, выбирается из страшной сказки жива-здоровехонька, да еще и с подарками.
«Ой, тепло» — это не обман, а по-честному. Это то особое состояние «будь что будет», когда чувствуешь внутри присутствие особого духа. (А особый дух как раз посещает людей, оказавшихся в безвыходной ситуации, встретившихся с настоящим злом).
Или часто героиня попадает к Бабе Яге, и та дает ей всякие фантастические задания. А иначе несдобровать. И тут важно вытряхнуть с лихвой все перины. Перебрать все зерна от плевел. Перестирать. Подмести. Да еще супа наварить после этого. Увлеченно и самозабвенно. Пусть это глупо, нерационально, чрезмерно. В этом и есть твоя победа, в чрезмерности — когда ты становишься на стороне абсурда. И тогда рядом с тобой оказывается воинство, которое непобедимо.

Светлана Гамзаева, психолог, Нижний Новгород, #пряностидуши

Похожее:

Искусство сдаваться

Драконий комплекс

Охота на медведя

Ешьте жуков

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *