вернись, я всё прощу

 Миф о возвращении души
в психотерапевтической практикеЙОН БАУЭР330

Мы теряем кусочки души, когда нам очень больно. Оставляем их на бегу, как клочья шерсти. Впрочем, у нас нет шерсти – мы оставляем их, как части нашей плоти. Иногда мы попадаем в капканы и отгрызаем лапы, лишь бы только убежать и остаться живым. Именно так: мы теряем частицу души, потому что хотим выжить.
…А потом, спустя годы, наступает время возвращения. Подлинное душевное исцеление – это обычно возвращение утраченных осколков души.

Когда происходит «потеря души»

Это случается, когда мы переживаем сильную травму. Или серию, пусть даже сравнительно мелких душевных травм. Но которые повторяются, накапливаются и не ведут к разрешению. Такое может случиться:
* Когда мы кого-то безоглядно и безответно любим («я ему всю душу отдала, а он».)
*Или когда теряем близкого человека. Навсегда.
*Или когда терпим почти смертельную обиду. Предательство.
*Может быть, серию мелких обид, становящихся всё более невыносимыми.
*Когда переживаем психологическое и физическое насилие.
*Попадаем в аварию.
*Переболеваем чем-то серьезным.
*Когда мы довольно долгое время чувствуем себя ненужными. Покинутыми.
*Если переживаем серьезное поражение. Например, увольнение с работы.
*Или серию поражений, пусть мелких – но череду неудач.
*Если оказались в трудных, разрушительных отношениях.
*Если нам приходится жертвовать собой ради…
Да не так важно, ради чего.

йон бауэр88Почему это происходит

У каждого человека есть свой предел, который он может вынести. А когда боль оказывается запредельной, он, чтобы жить дальше, избавляется от самой чувствительной и нежной частицы своей души. Чтобы сохранить ее. Не дать ей умереть. И не погибнуть вместе с ней. Точно также взрослые отправляют детей туда, где безопасно, например, когда начинается война. А сами остаются защищать свой дом.
Насилие, сильное горе, тяжелая душевная травма — и эта частичка отправляется в бессознательное. На небо или под землю – у кого как. В рай или в чистилище – не так важно. В надежное убежище во внутреннем пространстве психики.
Боль проходит, жизнь продолжается, но с тех пор появляется ощущение, что чего-то не хватает. Что-то забыто. Где-то потеряно. Что-то в жизни идет не так, как хотелось бы.

йон бауэрКак проявляется «потеря души»

Общение с окружающими перестает радовать. Возникает пустота. Пустота вокруг или пустота внутри. Кажется, что жизнь проходит мимо. И даже будто она совсем и не про меня, эта жизнь, и вместо себя я вижу кого-то другого, как во сне. Будто я живу не своей жизнью. Ну, или не совсем своей.
Иногда что-то происходит с телом. Мы чувствуем, что оно постоянно зажато. Или словно и не моё вовсе. Или есть области, который мы в нем почему-то не чувствуем. Или мы его стесняемся. Или постоянно чем-то болеем. Особенно тем, что не могут толком диагностировать врачи.
А иногда что-то творится со смыслами. Ты плохо понимаешь, как живешь, зачем. Смутно помнишь какие-то периоды своей жизни. И когда натыкаешься на старые фотографии, где-то внутри вдруг толкает: «Да разве это я?». Или мы подменяем подлинные смыслы ложными, поверхностными, внешними. Пока не происходит горькое протрезвление.
Или мы можем просто чувствовать, что нет сил. Куда-то делась жизненная энергия. Мол, вон другие люди, они могут быть такими активными, яркими, а я – всё через силу, так, что еле доползаю вечером домой. Синдром хронической усталости.
А то, потеряв частицу души, мы без конца повторяем одни и те же ошибки. Влюбляемся в людей одного и того же типа, например, с которыми (это же было очевидно с самого начала) никогда не будем счастливы. Или попадаем в одну и ту же лужу.
Или вроде бы делаем всё, как надо. Но никак не удается почувствовать себя в гармонии и силе. Всё ищем и ищем чего-то, толком не понимая что же именно хотим найти.

ЙОН БАУЭР6В поисках утраченного

Психотерапия – это как работа по обретению утраченных осколков, возвращению целостности.
Разные психотерапевтические школы называют этот процесс по-своему. И используют в своей работе разные инструменты. Хотя миф о потере и возвращении утраченной части души, на мой взгляд, во многом объединяет их всех – и психоаналитиков, и рождерианцев, и гештальтистов и процессуальных работников – по сути всех представителей современных психологических направлений.
Как происходит обретение? Порой это переход через боль, через выжженную землю. Или спуск жуткое подземелье, в свой страх. Или путь навстречу северному ветру неистового гнева. Или всё вместе. У кого как. Тут не предугадаешь. И в этой непредсказуемости – своя мудрость.
Возвращение происходит, когда человек встречается с утраченной частицей. Когда открывается своей травматическому опыту и находит там потерянного себя. Свою забытую часть. Узнает ее. (О, да это и есть я!) Удивляется, как долго этого не хватало. (Ох, как долго же я спала.) И как хорошо, что оно есть. Теперь. Здесь. И я это чувствую. Всем собой.
Как оно происходит – это возвращение – можно ощутить, благодаря разным фильмам или книгам, многие из которых как раз этому и посвящены.
Мне нравится, например, маленький эпизод происшедший с месье Бретодо, или Бредото из фильма «Амели» – помните, там еще путали его фамилию. С тем самым небритым человеком, который любил покупать курицу, жарить ее и ощипывать по кусочкам. Амели жила в той самой квартире, где он провел своё детство. И однажды нашла коробку под плинтусом – с его заветными детскими секретами. И решила ее вернуть хозяину.
И вот как-то он шел по улице. Немолодой уже человек, потерявший контакт с дочерью и внуком. И, кажется, потерявший смыслы. И вдруг в телефонной будке рядом раздался звонок. Бретодо зашел туда, и увидел ту самую коробку. И находка его потрясла до глубины души. Что-то очень значимое произошло с ним в тот момент. И после этого он изменился…
Возвращение возможно, когда мы уже достаточно сильны, чтобы встретить то, что раньше казалось невыносимым. Поэтому важно не только признать и принять утраченную часть. И не только позвать ее за собой, в свою нынешнюю жизнь. Важно и найти в этой жизни место новому. Сохранить обретенное. Заботиться о нем. Уметь защищать. Учитывать вновь открывшиеся потребности. Выдерживать болтанку освобожденных чувств. И быть благодарным.

*ψ
Светлана Гамзаева психолог Нижний Новгород #пряностидуши

Иллюстрации Йона Бауэра

йон бауэр1Кстати. Возвращение души – это еще и древние шаманские практики. Ведь издревле считалось, что болезни и несчастливая судьба связаны именно с потерей души. Шаман под звуки бубна или барабана отправлялся за потерянной душой своего клиента в верхний или нижний миры, находил потерянную душу и приводил ее в обыденный мир. «Возвращение души» — это и книга Сандры Ингерман, современной целительницы, которая не только занимается подобной, шаманской, практикой, но и активно пропагандирует ее. Впрочем, то, о чем я написала здесь, не имеет отношения ни к мистике, ни к эзотерике. Это история о том, зачем вообще нужна психотерапия. Теория, рассказанная языком мифа. Поскольку этот язык метафоричен и, пожалуй, как никакой другой аутентичен процессам, происходящим в психике.

Похожее:

Сказка о возвращении души 

Сакральность ошибки 

 

Комментариев: 3 на “вернись, я всё прощу

  1. «Теория, рассказанная языком мифа. Поскольку этот язык метафоричен и, пожалуй, как никакой другой аутентичен процессам, происходящим в психике».
    ИМХО,не понимаю как метафора может быть аутентична процессам, происходящим в психике?
    Метафора вообще не может иметь чёткой аутентичности. Это же по определению скрытое сравнение!Как оно может быть конгруэнтно в принципе?Думаю, это иллюзия!
    Теория имеет четкую структуру, как она может быть рассказана языком мифа? Значит и теория , о которой идет речь есть миф.

  2. Психотерапия это адаптация к жизни с утраченным осколком.Невозможно восполнить то, чего нет. Смотрите, если говорить про разбитую когда то вазу, невозможно найти осколок , приклеить его и потом жить дальше. Приклеенный осколок это чужеродный осколок и ваза никогда не будет прежней, а вот сделать из вазы не вазу, а корабль, который будет красиво смотреться или др сувенир это было бы здорово! Образно,конечно! Теорию нельзя рассказать языком мифа. Вы сравните через Википедию, чем теория отличается от мифа? В теории есть четкая структура, автономность, а вот миф может быть в форме пересказанных текстов и без четких фактов, структуры.
    Скорее в современном мире происходит следующее:
    Как отмечается учёными, в современности реалии мифа имеют не познавательный, а поведенческий характер, как форма знания он утрачивает свою актуальность, однако как побуждение к действию не исчерпал свои возможности[5]. Отдельно отмечается, что в отличие от древних времён, в настоящее время мифологизируется не природа, а социальная и эмоциональная жизнь человека[5]. По некоторому мнению, в современной культуре наблюдается процесс ремифологизации, когда мифологическое мировосприятие увеличивает сферу своего влияния и местами, в частности в искусстве, политике и даже науке начинает играть значительную, порой даже определяющую роль[1].( Википедия «миф»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.