внимательность к волшебному

 Как не профукать своё счастье

внимательность к волшебному

автор Давид Попиашвили

В одной из серий «Смешариков» под названием «Не может быть» к Лосяшу прилетело чудо. Он спал, когда оно приземлилось рядом с его домом, похожее на метеорит. А потом начало расти, загадочное, не по дням, а по часам. Лосяш раньше такого никогда нем видел, и пытался как-то его исследовать, чтобы объяснить. Но у него ничего не получалось. Он называл это растением (оно же росло!), хотя всё больше убеждался, что ничего подобного никогда не было и нет в природе. Он взволнованно бормотал, что такого просто не может быть. В общем, Лосяш потерял сон, покой, он очень тревожился по поводу этой странной штуковины напротив его крыльца. А она выросла, высокая и необыкновенная. И ночью из нее полился чарующий свет и удивительная музыка, а вокруг нее в черном небе начали летать белые полупрозрачные бабочки, и всё это вызывало ощущение неповторимого счастья. Лосяш к счастью был не готов. Он той же ночью залез в бульдозер, поддал газу что есть мочи и выполол странное растение. Потому такого просто не может быть.
Так что зажил Лосяш как ни в чем ни бывало, как раньше. Спокойно и понятно. Вот только почему-то порой грустил без повода, да украдкой смотрел на звезды.

Счастье – оно такое. Оно всегда из ряда вон. И поэтому мы часто бываем к нему не готовы. Оно вызывает тревогу. Провоцирует депрессию. Будит страх, что добром это не кончится. Потому что хорошего много не бывает. И от добра добра же не ищут.
Кроме страха, к нему мешает приблизиться ожидание, какое оно должно быть, это счастье. Которое может тревожить еще больше. Тем более ведь и ожидание чаще замешано на страхе. Пытаясь визуализировать счастье, мы хотим его контролировать. И оказываемся в ловушке предубеждения.
И даже если однажды картинки мечты и реальности вдруг совпадут, это можно легко не заметить. Уж слишком всё это странно, когда что-то взяло да сбылось. И это ведь и потерять можно. Куда прощу, когда терять нечего.

Счастье — сродни дракону. Который, говорят, хранит несметные богатства. Да и живет где-то тут неподалеку. Но гораздо спокойнее, когда он спит в своей пещере. А то еще прилетит, да и обожжет своим дыханием. А то еще и потребует лучшую девушку в деревне. Так что лучше с ним не встречаться.
Есть китайская легенда о художнике, который получил от императора заказ нарисовать живого дракона. «Но я же никогда не видел дракона», — попытался было возразить он, но его не услышали. Мастер удалился в свою мастерскую, начал медитировать, визуализировать, пытаться делать наброски. Но работа не шла. Как выглядит живой дракон? Он никак не мог поймать нужный образ. И вот однажды перед ним явился дракон. Самый настоящий. Он покрасовался перед художником какое-то время, поиграл хвостом, а потом исчез. Но мастер так и не понял, что это было. Толком ничего не увидел и не успел запомнить. Больше к нему дракон не прилетал.

Ничто не кажется магическим если не настроить глаза и ум на восприятие волшебства, говорит писатель Пико Айер. Волшебное прячется. Легко не заметить неба, отражающегося в грязной весенней луже, пропустить чью-то улыбку, обращенную к тебе, не увидеть, не услышать, не унюхать чего-то неясного и важного, увлекшись своими привычными мыслями, чувствами, считывая в реальности только понятное и знакомое — профукать Встречу, не узнать свой шанс. Просто потому что он не похож на то, как мы его представляем. Или просто потому что в данный момент загружены своими мыслями, переживаниями. Потому что находимся в трансе обыденности.
И никакой оно не дракон. А, наоборот, что-то нежное, тихое и неприметное с виду. Если только не начать к нему приглядываться. Если не быть к этому внимательным.

Однажды ко мне обратилась за помощью девушка, которая никак не могла начать управлять своей жизнью. Всё у нее шло наперекосяк, планы срывались, она не могла приступить к важным делам или бросала их. С ней постоянно происходили какие-то неприятности. Она считала себя жертвой несчастных обстоятельств. Вот и ко мне она приходила с сильным опозданием, под конец часа, потому что по дороге с ней вечно что-то случалось. Ломалась маршрутка, заклинивал ключ в двери, звонил начальник, она нечаянно падала в грязь, просыпала или вдруг забывала о встрече, хотя ждала ее целую неделю.
И однажды я предложила записывать ей все случавшиеся с ней синхронии. Начать вести дневник любых странных и загадочных совпадений в ее жизни.

О синхрониях, кажется, первым заговорил Карл Густав Юнг. (У него есть книга на эту тему «Синхронность и человеческая судьба»). Бывает, например, только подумаешь о человеке, как он тебе звонит. Или размышляешь о чем-то, и кто-от рядом с тобой заводит ту же самую тему. Или ищешь ответ на свой вопрос, и находишь ответ в строках песни или, скажем, в рекламном ролике, почему нет. Когда происходят совпадения, которые, кажется, наделены особым смыслом. (Если, конечно, быть к ним внимательными, а то ведь их тоже легко пропустить.) Когда встречаешь странные пересечения между своим внутренним и внешним миром. И телом чувствуешь связь между разнородными событиями. Когда происшедшее оставляет ощущение чего-то важного внутри. И понимаешь, что случайности неслучайны.
Такие совпадения – как своеобразные послания из глубин бессознательного. Особые точки пересечения времени и судьбы. Которые невозможно объяснить рационально, а стоит просто замечать и ценить. Складывать в виртуальную копилку неясных чудес.

Вот и той девушке моё странное «домашнее задание» показалось довольно интересным. Она начала вести дневник всех загадочных совпадений. И ее жизнь удивительным образом начала упорядочиваться. Словно вся ее невезучесть и несвоевременность были своеобразным бунтом какой-то части ее бессознательного, попыткой чего-то важного обратить на себя внимание.
После того как она начала мониторить все эти странности, просто записывать их себе, у нее возникло ощущение какой-то особой внутренней поддержки. И это становилось день ото дня всё более стойким. Она начала осознавать, что в ее жизни присутствует что-то нелогичное, нерациональное, необъяснимое, но особое, сильное, на что можно полагаться в ее непростой судьбе. Нечто Большее, чем привычное Я. Что может стать хорошей поддержкой в трудные минуты.
Только для этого нужно относиться к нему не прагматически утилитарно, а как к чему-то особенному. К тому, что невозможно контролировать, но можно благодарно принимать.
А опаздывать на наши встречи она продолжала, но уже не на 40 -50 минут, как раньше, а на 5-10. И маршрутки по пути почему-то перестали ломаться.

Как и любая внимательность, внимательность к волшебному – это не состояние, а практика. То есть требует регулярного, ежедневного исполнения. Только тогда она способна перерасти в навык, укорениться внутри и давать плоды.
Совершать ее можно по-разному. Коллекционировать ли свои синхронии, как та девушка, или быть внимательным к волшебному каким-то другим близким себе способом. Замечать их, отмечать, разговаривать с ними, благодарить?
Психотерапевт Речел Наоми Ремен предлагает, например, такое упражнение. Каждый вечер задавать себе три вопроса: «Что меня удивило сегодня? Что меня затронуло сегодня? Что меня вдохновило сегодня?». И записывать ответы в специальный дневник.
Это очень трудное задание, на самом деле. Потому что мы не задаем себе такие вопросы. И не привыкли на них ежедневно письменно отвечать. Но если рискнуть, изо дня в день, что-то начинает меняться. Может быть, для этого придется пережить досаду, разочарование, протест, что-то еще, что будет нашептывать, будто оно того не стоит, не имеет смысла. Но если пройти сквозь эти переживания, сквозь сопротивление, что-то важное станет по-другому.

В фильме Джима Джармуша герой – водитель автобуса Патерсон, обычный такой, непримечательный с виду парень, живущий в городе Патерсон, каждый день просыпающийся по будильнику в одно и то же время и проводящий вечер за кружкой пива в одном и том же баре. Правда, он пишет стихи. И поэтому способен видеть волшебное в обыденном. Например, в спичечном коробке. И с ним в фильме ничего такого не происходит, что обычно случается с героями, он не пускается в схватку со злом, не пытается выжить, не переживает конфликт, ни с кем не ругается и никому не мстит — нет. Его события – из тонкой реальности, из мира синхроний: встречи, наделенные особым неясным смыслом, реплики людей вокруг, диалоги – как умеет это Джармуш. И поэтому это особенный фильм.

А можно ведь проявлять внимательность к необычному в жизни даже если вы не верите в волшебство. Если предпочитаете логику и линейную связь событий всякой прочей «мистической ерунде».
Даже в этом случае почему бы ни оставить в своем сознании, в своей жизни маленький зазор для бесконечного. На всякие пожарные. Чтобы если оно нагрянет, его не пропустить.
Как говорил Блез Паскаль, «если вы верите в нечто, а его нет, то вы ничего не теряете. Но, если вы не верите, а оно есть, то вы теряете всё».
Хотя волшебство часто открывается именно прожжённым логикам, разве это не странно? Ему, кажется, не нужна никакая наша вера. Как в анекдоте про Нильса Бора, над дверью дома которого висела подкова, на счастье. Однажды его кто-то спросил: «Вы же большой ученый, неужели вы верите, будто подкова способна принести удачу?»
— Ну, что вы, конечно, не верю, — сказал Бор. – Но что удивительно: подкова приносит удачу даже тем, кто в нее не верит.
Он был основоположником квантовой механики, так что знал, о чем говорит.

Светлана Гамзаева, психолог, Нижний Новгород, #пряностидуши

Похожее:

Печка как источник силы

Тайный смысл нелепостей

Обыкновенное чудо меня

Рецепты волшебства

9 точек и пространство выбора

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.