Я, не я, и лошадь

Бессмысленные поиски себя

поиск себя«Найди себя, и будет тебе хорошо», — звучит, пожалуй, самая популярная сегодня психологическая мантра.
И последователи этой современной религии упорно это самое Я ищут.
Вот только знать бы что это такое — «себя». И как понять, что оно, наконец, нашлось. Именно то самое, подлинное Я, а не какой-то там суррогат.
Побочка таких поисков особенно заметна на психологических форумах. Где люди изо дня в день вопрошают одно и то же, психологи и неравнодушная публика пытаются помочь разъяснениями или советами, но ничего не происходит. Беседа никуда не сдвигается, продолжается бесконечный пинг-понг. Потому что нередко «поиск себя» приводит к обсессивному зацикливанию на одних и тех же темах. Топтанию в рамках привычного представления о себе. Человек варится и варится в собственном соку. А варение в собственном соку – это ничто иное, как приготовление консервов. И то, что кажется поиском Я, приводит к консервированию  прежних предубеждений и стереотипов, не осмысленного опыта и непрожитых чувств.

Вот у меня сейчас пара часов, когда я предоставлена самой себе. (Видимо, той самой себе). И одна моя я очень хочет пойти погулять. Тупо побродить, подставляя нос появившемуся, наконец, то солнцу. Другая строго, маминым голосом, предупреждает о списке несделанных домашних дел (о, пыль, замедли своё падение). Третья я хочет почитать. О, эти блаженные минуты, когда можно расслабиться на диване с захватывающей и настоящей (то есть пахнущей типографский краской), книгой. Эти трое солируют, но есть еще целый хор других голосов. И какое из них моё подлинное я? То, которое всё-таки засело за компьютер и пишет всё это здесь? Или пока отвергнутые все остальные?
В общем, всё как как у Венички Ерофеева, в «Петушках»: далеко зашла ты, Дашенька, в поисках своего „я“!»
И лучше послать все эти размышления куда подальше и просто продолжать писать.

поиск себя Сейчас в интернете гуляет список известнейших романов, которые были множество раз отвергнуты издательствами. «Унесенных ветром», например, не приняли 38 издательств, «Хроники Нарнии» — 37, а «Гарри Поттера» — 12. Что заставляло их авторов, только потом ставших всемирно известными, так настойчиво продолжать рассылать свои рукописи, действовать вновь и вновь, несмотря на все эти отказы? Можно предположить, что они верили в себя. Бетховен сказал же, что художник – это тот, кто верит в себя. Но в фильме «Магия слов» о Джоан Роулинг показано, в каком отчаянии, наоборот, она пребывала.
А можно предположить, что, наоборот, они позволили себе быть немного сумасшедшими. То есть сошли со своего привычного ума. Что они, наоборот, не стали зацикливаться на себе, а рискнули потерять себя. Потерять настолько, что пренебречь всеми страхами, сомнениями по поводу своих произведений, всеми своими обидами по поводу отказов, всей своей неуверенностью. И просто продолжали молча действовать несмотря ни на что – не слушая все эти стоны боли, крики страха, менторские нотации и занудное брюзжание, раздающееся из чертогов, где прячется это самое Я.
Поэтому иногда так важно отчаяние – что оно позволяет расстаться с закосневшим привычным Я.
Как у Сартра, в его «Мухах»:
«- Что им делать с отчаянием?
— Что угодно: они свободны, настоящая человеческая жизнь начинается по ту сторону отчаяния».

«Нужно полюбить себя», — еще одна популярная психологическая мантра. Конечно, как гласит народная мудрость, полюбить-то можно и козла. Вот только другая мудрость предупреждает: «Насильно мил не будешь». Так что заставить полюбить кого-то, а уж себя тем более – занятие неблагодарное. Можно твердить: «Я принимаю себя. Я обожаю себя. Я самая обаятельная и привлекательная. Я крутой чувак». Но какая-то это странная любовь будет. Какая-то пародийная. Да и себя разве обманешь.
Или: «Нужно верить в себя». О да! Правда, меня пугают люди, которые нисколько не сомневаются в себе. А вас нет? Они похожи на социопатов или на людей, находящихся в маниакальной стадии биполярного личностного расстройства.
Да и вера – это процесс, который всегда возникает спонтанно. Невозможно верить во что-то только потому что ты решил в это поверить. Тем более, в себя.
И любить и верить можно только самозабвенно. Разве нет?

 

поиск себяНа эту тему есть притча у  Чжуан Цзы
«Владыка желтой земли бродил за пределами мира.
Вот пришел он на очень высокую гору и стал созерцать круговорот вечного возвращения,
И тут он потерял свою волшебную жемчужину.
На ее поиски он отправил познание и не получил ее обратно.
Он отправил на ее поиски проницательность и не получил ее обратно.
Он отправил на ее поиски мышление и не получил ее обратно.
Тогда он отправил самозабвение.
Самозабвение ее нашло».

Виктор Франкл в своей «Теории и терапии неврозов» цитирует «Дневник сельского священника» Жоржа Бернаноса: «Не так трудно, как кажется, возненавидеть себя; благодать же состоит в том, чтобы себя позабыть».
«Немного изменив это высказывание, мы можем сказать то, о чем многие невротики недостаточно часто вспоминают, а именно: презирать себя (сверхсовестливость) или следить за собой (сверхсознательность) далеко не так важно, как уметь в конечном счете полностью забыть себя», — продолжает Франкл. И предупреждает, что захотев забыть себя, не стоит уподобляться Канту. Однажды он уличил своего лакея в воровстве и уволил его. Но понял, что это событие ранило его, что он продолжает думать о нем, что боль не уходит. Тогда он повесил на стену своей комнаты табличку: «Мой лакей должен быть забыт». Надо ли говорить, что после этого Кант стал думать о лакее еще пуще.
«С ним случилось то же, что и с человеком, которому обещали раскрыть секрет превращения меди в золото при условии, что он во время соответствующей алхимической процедуры десять минут не будет думать о хамелеоне, — продолжает Франкл. — В результате он был не в состоянии думать ни о чем другом, кроме этого редкого животного, о котором он раньше никогда в жизни не думал».

поиск себяНа самом деле, оно и есть хамелеон — наше Я. Это нечто неуловимое, всегда убегающее, вечно меняющееся, текучее. Виртуозно владеющее искусством мимикрии, постоянно подстраивающееся под контекст. Я – это процесс, — утверждает феноменология. Это то, что ты никогда не успеешь осознать. Это то, чего может быть, и вовсе не существует (настаивают буддисты). Или то, что находится только тогда, когда его теряешь (о чем, по сути, говорил в Нагорной проповеди Иисус.)
И все его поиски – только сказка. Под названием «пойди туда не знаю куда, принеси то не знаю что».
Да и вообще вопрос – кто его, бедолагу, ищет. Не тот ли самый искомый я. И не блуждаю ли я, на самом деле, в трех соснах. И стоило ли вообще далеко ходить и огороды городить, когда оно, то есть Я, всегда было под носом.
Ой, не я ли это была вот тут только сейчас? Нет, теперь уже – не я. И пусть.

Светлана Гамзаева, психолог, Нижний Новгород, #пряностидуши

Похожее:

Мусор внутри

Принять свою незначительность

Не стать жертвой себя самого

Самозабвение и исцеление о рака

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.