тайная работа бессознательного

Искусство прозябания IMG_14005152191163

Меня всегда в детстве пугала эта фраза в сказке: «Ложись-ка ты спать. Утро вечера мудренее». Каждый раз я замирала в страхе и неверии. Как так? Над героем сказки нависла смертельная опасность. Он оказывается перед задачей, которую ну просто немыслимо разрешить. И вот так вот – сладко зевнуть и под одеяло? Да и как тут можно заснуть? Я не могла поверить и открыться этой мудрости – тогда, в детстве. Может быть, потому что тогда я точно знала, что буду ли я спать или не спать этой ночью, утром всё равно наступит детский сад. И всё суета сует. И нет ничего нового под солнцем.
В общем, я детстве я не верила в сказку. Как у Ирины Токмаковой:

В одной стране,
В чуднoй стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднoй стране…
Ты почему не веришь мне?

А теперь я верю. Утро вечера, и правда, мудренее. И важно просто поспать. Забыть о проблеме. О ее неразрешимости. И проснуться с новым неясным чувством. Теперь у меня есть даже почти научное определение для этого  – работа бессознательного.
Важный внутренний процесс осознания и изменений происходит именно тогда, когда мы об этом не знаем. И это, может быть, одно из самых удивительных человеческих проявлений. Ведь самые ошеломляющие открытия человечества происходили во сне. В науке. В искусстве. В философии. В нашей собственной жизни. Разве нет? Разве не бывало у вас такого, что однажды вы просыпаетесь утром и чувствуете: мир стал другим. И пусть внешне всё также – та же комната, тот же кофе, зубная паста, необходимость ехать на работу. Но что-то в этом мире существенное не так. И это тонкое переживание, которое сложно точно определить словами.
Об этом есть притча в Евангелии, у Марка (4:26-29):

«Царствие Божие подобно тому,
как если человек бросит семя в землю,
и спит, и встает ночью и днем;
и кáк семя всходит и растет, не знает он,
ибо земля сама собою производит сперва зелень,
потом колос, потом полное зерно в колосе.
Когда же созреет плод, немедленно посылает серп,
потому что настала жатва».

Когда я искала эту цитату, чтобы ее копипастнуть, то наткнулась на нее же на старославянском. «…И спи́тъ, и востаéтъ нóщiю и днíю: и сѣ́мя прозябáетъ и растéтъ». И удивилась. Ведь сегодня слово «прозябать» у нас означает жить мало содержательной жизнью. Хотя раньше оно значило «прорастать». Мы так мало верим сегодня в мудрость процесса, происходящего за пределами нашего знания, что это неверие проникло даже в наш язык.
Это самое трудное – посадить семя и пока ничего не делать, просто верить, что появится росток. Из грязи? Вдруг?
Этот период может сопровождаться тоской, нетерпением, депрессией, тревогой, перепадами настроения… О таком состоянии пишет юнгианец Мюррей Стайн

«Знает ли куколка что превратиться в бабочку?
Со стороны насекомого — это акт веры
и спонтанной отваги
не сопротивляться
затягивающему процессу».

Именно так и исполняются мечты. Сначала нужно очень захотеть. Сформулировать намерение. Найти внутри себя эту зацепку. В виде телесного ощущения, образа — чего-то еще, именно своего, близкого. Начать что-то делать для осуществления мечты. Может быть, еще и еще.
…Но потом обычно наступает ночь.
(Если это, конечно, настоящая большая мечта, затрагивающая что-то глубинное внутри, а не простое, поверхностное желание.)
Наступает ночь, и тогда приходит пора лечь спать. Мечту приходится отпустить. Довериться бессознательному. Чтобы отделило зерна от плевел. Соткало ковер с изображением царства.
Например, приходит к психологу человек с запросом: «У меня не получается с девушками». И сначала мы исследуем эту тему, что именно с девушками у него происходит. Но потом мы эту тему просто отпускаем. И отправляемся в путешествие туда не знаю куда. Обрести то пока не знаю что. В путешествие к чему-то очень важному внутри него. Так что тема с девушками как-то просто остается дома. А у нас — полное опасности и обретений приключение, за которым следует возвращение. Ну, а девушка у этого мужчины просто появляется как-то сама собой. И оказывается, что на этот раз он даже не затрачивал для этого каких-то специальных усилий. Или он понимает, что сейчас ему это совсем не нужно, например. Или что-то третье, почему бы и нет.
Поэтому так важно в психологической работе ориентироваться на процесс, а не на результат. Не потому что результаты совсем не важны. Потому что они не столь важны. И это всегда – лишь побочные приобретения на пути к чему-то действительно важному.
Как в моем любимом отрывке у Руми:

«За пределами «правильно» и «неправильно»
есть поле.
Я буду встречать тебя там.
Когда душа опускается на траву,
мир слишком переполняется,
чтобы разговаривать.
Идеи, язык и любая сказанная фраза
больше не имеют никакого смысла».

И еще один нюанс. Кроме отсутствия бессонницы у героев сказок есть еще одно важное качество. Это пиетет перед волшебной силой.
Они не пытаются ее контролировать. Не тщатся ее эксплуатировать. Не относятся к ней как к инструменту в достижении целей. Они ей просто верят. Как чему-то большему, чем они сами.И ложатся спать.
Точно так же и с бессознательным. Зная его силу, мы можем захотеть ее использовать в собственных интересах.
Например, относясь к своей души как к черной служанке, золушке, которая должна стоять на страже поверхностных интересов. Читая множество психологических книг о самосовершенствовании. Увлекаясь ритуалами или подколдовывать. Или твердить позитивные аффирмации, мало соответствующие внутреннему состоянию.
Такое происходит, например, в некоторых эзотерических организациях. Или среди последователей знаменитого фильма «Секрет», который ставит промысел «сбычи мечт» чуть ли на промышленную основу.
Известный таролог и психолог Хайо Банцхаф сравнивает Бессознательное с госпожой Метелицей из одноименной сказки. Которая решает, с чем вернется домой девушка, попавшая в ее царство. Главная героиня честно выполняет все задания без всякой задней мысли и возвращается с мешком золота. А вот ее сестра отправляется в царство Метелицы с эгоистическим намерением  удовлетворить желания своего очевидного Я.И проваливает операцию:

«Этому последнему варианту
соответствует столь пропагандируемое ныне
«позитивное мышление»,
поощряющее наше «Я»
к самой разбойничьей эксплуатации
бессознательного.
Расплачиваться за такую алчность приходится дорого.
В конце мы остаемся с мешком золы».


Светлана Гамзаева психолог Нижний Новгород #пряностидуши

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *