единица разума

Одна большая разница

10dnd13Найдите 10 отличий

Мы отличаемся друг от друга генетически всего на 5 процентов. 95 процентов наших генов совершенно одинаковы. И только в 5 процентах, чуть ли не на границе статистической погрешности, прячутся наши различия.
Такие важные 5 процентов. Ведь именно в них наша сила. Наша уникальность. Наше любопытство друг к другу. Наш интерес. И потенциал роста.
Грегори Бейтсон, человек, кардинально повлиявший на всю психологию ХХ века, говорил, что различие – единица разума.
Видеть различия друг в друге совсем не значит сравнивать. Наоборот. Сравнивать – процедура математическая. Различать – феноменологическая.
Различать – это видеть другого. И ценить себя.
Сравнивать – это всех под одну гребенку. И себя, конечно, прежде всего.
Думаю, это настоящее искусство – уметь видеть различия и при этом автоматически не оценивать их. Зато, если постараться овладеть этим мастерством – многое в жизни начинает меняться. Появляется радость. И удивление. И легкость. И желание жить. От всей этой разницы.
Но мы привыкли сравнивать. Вот, Маша с пятого этажа, посмотри-ка какая всегда причесанная, а у тебя что за лохмы. Этой нехитрой бухгалтерии (оценивать и сравнивать всех и вся) нас старательно учили и дома, и в школе. Все эти пятерки и тройки. Мы быстро начинали верить, что банальные красные циферки действительно говорят что-то важное о нас самих. Да и как не верить — иначе бы эта арифметика так не беспокоила наших родителей!
Кого из братьев, сестер, сверстников, родственников, соседей в детстве ставили вам в пример? Какие качества оценивали? За что вам пеняли? А в чем вы были лучше? Интересно, как это отразилось на вашей взрослой жизни? Что вы теперь цените в себе? А за что не можете себя простить?
Если попытаться ответить на эти простые вопросы, можно многое про себя понять.
Ну, да, и теперь мы постоянно примериваемся друг к другу. Перманентный калькулятор то и дело автоматически проводит свои вычисления и предоставляет нам результат, который мы привыкли автоматически учитывать. То утешительный, то беспокоящий. У кого зарплата выше, у кого машина лучше, кто выше прыгнул, кто дальше пролетел и сильнее размазался.
Но это всё не про различия. Это даже не про нас.
Различия – это когда нас невозможно сравнивать. Как невозможно сравнивать, например, медведя и бабочку, потому что они из разных категорий. Вот и каждого из нас своя категория тоже. Каждый из нас несравненен.
Одинаковость же – часто признак травмы. Например, если люди в каком-то городе одеваются очень похоже, значит, этот город пережил нелегкую историю. Значит, слишком много его жителям пришлось пережить страха, может быть даже страх поразил здесь несколько поколений. Вот эти люди и вынуждены теперь прятать себя, скрывать свои различия – за однотипными костюмами. Чтобы чего не вышло. И неповадно было.
А город, где пестрят разные краски, а глаз радуют разнообразные фасоны – тут каждый человек не боится проявлять себя так, как он себя чувствует. И он не привык себя с кем-то сравнивать. Там царит доверие и любопытство друг к другу.
Или, например, поколение, которое пережило травму, имеет сходные психологические особенности. Дети детей войны. Постсоветское поколение… Зато в поколении, с которым ничего страшного пока ничего не случилось, трудно найти какой-то доминирующий тип. К нему и не очень-то подходит это слово – поколение, разве только по возрастному принципу. Потому что по всем иными параметрам – это просто разношерстная компания, и всё.
И, наконец, об одном японском секрете. За последние сорок лет в этой стране заметно увеличилось количество долгожителей. (Об этом, в частности, книга Дэна Бюттнера «Правила долголетия. Результаты крупнейшего исследования долгожителей».) Современные ученые старательно попытались найти закономерности у этого явления. Но единственный общий фактор, который удалось выявить, это… разнородность долгожителей. Оказалось, фишка в том, что все они разные. И больше  их ничего не объединяет.

*ψ
Светлана Гамзаева психолог Нижний Новгород #пряностидуши

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *