сакральность ошибки

Если вы облажались, значит с вами происходит что-то особенное

В школе я получила двойку за басню Крылова «Волк и ягненок». Когда меня вызвали к доске рассказать наизусть это стихотворение, у меня вдруг кончились слова. В голове было пусто, в желудке тоже. Я стояла и молчала, и чувствовала себя полной идиоткой, потому что честно выучила все назубок вчера вечером, а потом повторила на перемене и прекрасно помнила басню перед самым уроком. То самое чувство, когда понимаешь, что ничего не понимаешь и ничего с этим не можешь поделать. Мимолетный детский Альцгеймер.
— Ты не выучила? – удивленно спросила учительница.
— Выучила.
— Тогда рассказывай, — сказала она, и в голосе ее появились металлические нотки.
Я тупо молчала в ответ.
— Зачем ты врешь, — сказала она, — и нарисовала в дневнике красивую двойку.

Прошли годы, и я вспомнила эту историю. Я перечитала басню и почувствовала, что она и сейчас бередит в душе что-то забытое. Какую-то старую, поросшую паутиной и пылью — очень раннюю — боль. Эта встреча маленького ни в чем не повинного ягнёнка со старым обозлённым волком, упивающимся своей всесильностью и безнаказанностью:
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
Меня как-то особенно волновало это странное слово «поволок», и словно снимало с моих глаз дурманящую поволоку. Я начала специально перечитывать басню вновь и вновь, прислушиваясь, как отзываются во мне все эти слова, и что-то стало меняться. Я чувствовала, что строчки про несчастного ягненка перекликаются с одной трудной ситуацией из моего раннего детства. Что басня превратилась в метафору, точно напомнившую мне старую историю о детском бессилии и несправедливости, с которыми в силу возраста и обстоятельств я не могла эмоционально справиться.
Так что моя безвольная тупость у школьной доски была тогда шансом. Она была тем сбоем в моей внутренней программе, который давал возможность переписать код. Она обращала меня к забытой боли, чтобы я могла что-то в ней изменить. Это был мостик к вытесненной обиде и страху, чтобы они могли переродиться.
Если бы тогда я могла забить на школу, на оценки, на двойку, а имела возможность в сопровождении мудрого взрослого обратиться к тем своим непростым ощущениям, которые вызвала эта басня, к той пустоте в желудке и тяжести в груди. Шагнуть в тот лабиринт Минотавра, чтобы убить чудовище…
Моя забывчивость у доски была творческим шансом разобраться с той своей старой историей. Она вела к освобождению и новым смыслам. Она помогала открыть запретную дверь в замке Синей бороды, чтобы разоблачить злодея.
Я им не воспользовалась тогда, не было возможности, увы, я это сделала уже, когда стала взрослой. Когда уже занималась психотерапией и многое знала про человеческие затыки и ошибки. Что они неспроста, не зря. Что они нас ведут к новым переживаниям и новым смыслам.

В общем, если вы облажались – это с вами начало происходить что-то особенное.
Забыть телефон, пересолить еду, послать мейл начальнику вместо друга, упасть в грязную лужу, перепутать автобус, порвать колготки на видном месте, поцарапать машину… Рецептов, как обратиться к чему-то важному в своей жизни существует множество. Пикантность в том, что ни одним из них невозможно воспользоваться намеренно. Вступить на эта сказочную территорию исцеления можно только попадая впросак.
Как сказал музыкант Брайан Ино: «Уважай свою ошибку как скрытое намерение».
«Ошибки практически всегда сакральны, — знал и Сальвадор Дали. — Никогда не пытайтесь исправлять их. Наоборот: рационализируйте, тщательно осмысляйте. После этого вы сможете их сублимировать».

Светлана Гамзаева, психолог, Нижний Новгород, #пряностидуши

Похожее:

Ошибка — это молитва

Заикайтесь чаще

Ненужный подвиг

Проиграть невозможно

Заклинание от боли

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *